Предприятия № 61-100

Опытный государственный завод № 81 МАП, ГКАТ, п/я 2460, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Искра» МАП, В-2829, НПО «Искра»

      /125284 (125040, А-40) г. Москва, А-284 Ленинградский пр., 35 ст.Октябрьские казармы Московской окружной ж/д «Гроза»/

      /125284 г. Москва Ленинградский пр., 35 тел. 212-75-51/

      Организация специального опытного завода № 81 в системе 7ГУ началась с пр. № 148с от 22.03.1946г. и № 534с от 9.08.1946г. на базе бывшего завода № 81 гл. конструктора С.А. Лавочкина. Завод создавался для работ по установкам реактивного вооружения, стартовым ускорителям и пиросистемам катапультных кресел, по контейнерам для химического оружия. Ему передана часть площадки на территории завода № 381 и ангар НИСО.

      С самого начала завод становится двухпрофильным. По пр. № 148с от 22.03.1946г. сюда переводится ОКБ-455 МАП гл. конструктора И.И. Картукова со всем личным составом, тематикой и оборудованием и группа конструкторов и производственников (25 чел.) во главе с гл. конструктором И.П. Шебановым и зам. Гл. конструктора В.И. Ермиловым, выделенная из ОКБ-43 МАП. Кроме того, сюда переведена из НИИ-1 МАП группа конструкторов (9 чел.), занимавшаяся установками РС. В помощь заводу в его состав передано 200 чел. из ОК НКАП.

      Территориально завод располагался на двух площадках: основная – в Москве по Ленинградскому шоссе; экспериментально-испытательная станция с лабораторией и мастерскими, переданная от завода № 455, находилась в Кузьминках Ухтомского района.

      В 1950-х г. завод находился в ведении 2ГУ, затем 7ГУ МАП. В 1955г. завод объединен с КБ-2 и преобразован в НПО. В 1957г. передан в 6ГУ, по 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 5-го Управления ГКАТ.169 В соответствии с пост. правительства от 8.09.1964г. и пр. МАП от 30.04.1966г. Опытный государственный завод № 81 переименован в ММЗ «Искра», «п/я В-2829».62 В 1972-87г. – в ведении 2ГУ МАП.

      С 1951г. единое ОКБ завода разделено на КБ-1 и КБ-2. В 1967г. завод имел филиал, «п/я В-2912».164

      Численность персонала (1975г.)- 1800 чел.

      Директор (1946-49г.-)- И.П. Шебанов, (1950-53г.)- А.Я. Секачев, А.И. Будников, В.П. Сонюшкин, (1987г.)- Б.В. Плюснин, (1995г.)- А.М. Бицкевич.

      Гл. конструктор (1946-51г.)- И.П. Шебанов, (1987г.)- Ю.К. Куликов.

      Ответственный руководитель (1987г.)- Ю.К. Куликов.

      Зам. директора/начальник ОКБ (1946г.-)- И.И. Картуков.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Е. Корчатов.

КБ-1 завода № 81 МАП

      /г. Москва/

      И.П. Шебанов с конца 1930-х г. был гл. конструктором бригады на заводе № 32. Далее в 1940г. с завода № 32бригада гл. конструктора И.П. Шебанова была переведена на Завод № 487 НКАП им. КПГ (сначала это- филиал завода № 32) и образовался Опытный отдел, далее- КБ при заводе под его руководством (ОКБ-487). Начальником опытного цеха стал А.Л. Ляпин. В 1941г. при эвакуации КБ переведено на территорию завода № 454 НКАП (г. Куйбышев). Здесь КБ работало как ОКБ-454 НКАП по вооружению аэросаней. В соответствии с пр. НКАП № 272с от 6.05.1943г. ОКБ-454 НКАП из Куйбышева переведено на только что образованный завод № 487 НКАП, и на базе ОКБ-454 образовано ОКБ-487 НКАП. В 11.1945г. ОКБ-487 И.П. Шебанова влито в ОКБ-43 И.И. Торопова.

      По пр. № 148с от 22.03.1946г. группа конструкторов и производственников (25 чел.) во главе с И.П. Шебановым и его замом В.И. Ермиловым выделяется из состава ОКБ-43 МАП и переводится на завод № 81 МАП, где вошла в единое заводское ОКБ.

      С 1947г. работы по подвесным устройствам для реактивно-планирующих АБ.

      Велись работы по оборудованию КП и наземных контрольных устройств для систем «Ураган» и «Даль».

      В 1951г. образованы КБ-1 и КБ-2 завода № 81. Шебанов снят с должности гл. конструктора, КБ-1 возглавил В.П. Григорьев, а КБ-2 – Картуков.

      В 1957г. КБ-1 Григорьева было переведено на другую территорию и действовало как ОКБ-424.

      Гл. конструктор (1946-51г.)- И.П. Шебанов, (1951-57г.)- В.П. Григорьев.

      Зам. гл. конструктора (1946г.-)- В.И. Ермилов.

      Начальник (1946г.-)- И.П. Шебанов, (1951-57г.)- В.П. Григорьев.

Создано: ПУ: для Як-140 (середина 1950-х), ПУ-21 для МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, ПУ-12-40 для С-24; держатели АБ: «374», «398», «401»; блоки для РС: ОРО-82, ОРО-132, ОРО-190, ОРО-212; РБК-250; пилоны, ТСМ,ракетницы, стартовые ТТУ для РСЗО «Вихрь».

КБ-2 завода № 81 МАП, КБ-2 ГКОТ, МКБ, НПО «Искра» МАП, ГП, ФГУП, ОАО «Машиностроительное КБ «Искра» им. И.И. Картукова»

      /125284 г. Москва Ленинградский пр., 35 тел. 212-53-51/

      По пр. от 22.03.1946г. коллектив ОКБ-455 МАП влит в состав ОКБ вновь образованного Завода № 81 МАП. В 1951г. образовано отдельное КБ-2 завода № 81 гл. конструктора И.И. Картукова.

      Здесь с 1947г. начаты работы по новой тематике: стреляющие механизмы, кумулятивные бомбы. Работы по химическим боеприпасам некоторое время продолжались: в 1949г. производились морские химические ампулы «МХП», разовые ВАП-250РД, химические ампулы для РБК-250, дымовые приборы. С 1950г. в КБ развернулись работы по ПРД для различных ракет (созданы ПРД практически для всех отечественных ракет), ТТ двигателям для катапультных кресел ЛА и КА, газогенераторам для баллонных систем ПЛ. Созданы противоштопорные ракеты для испытаний самолетов. На 2005г. сдано на вооружение более 200 видов РДТТ

      Тема № 343 по пр. МАП № 505 от 4.07.1949г. – оснащение МиГ-15 ПУ АПУ-212 для стрельбы РС АРЗОС-212. Тема № 356 и 651 – оснащение МиГ-15бис для испытаний АРС-212 (1952г.). Тема № 361 – разработка АПУ-4 и АПУ-5 для опытных АРС-140-150 (1952г.). Тема № 365 – оснащение МиГ-17 для испытаний АРС-212М (1952г.). А-1/00

      В 1955г. КБ-2 слито с заводом и преобразовано в НПО. В 1972г. КБ «Искра» – в ведении 2ГУ МАП. С 1990г. – ГП «МКБ «Искра».

      В соответствии с ПСМ № 1157-487 от 27.10.1960г. начата разработка ПРД для ракеты 9М33. С 1961г. ОКБ принимало участие в разработке парашютно-реактивной системы приземления спускаемого аппарата КК «Союз». В 1980-е г. был создан экспериментальный сбрасываемый отсек (ЭСО) КК «Прогресс» для отработки средств спасения для ОК «Буран».

      В 2002г. преобразовано в ОАО и получило имя И.И. Картукова; в том же году вошло в Корпорацию ТРВ. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом президента РФ № 67 от 26.01.2007г. исключено из перечня стратегических предприятий.

      Работы (2002г.): противоштопорные ракеты; РДТТ для систем спасения КА; ускорители для УРВВ, УРВП, ЗУР; сосуды высокого давления; газогенераторы на твердом топливе; пиротехнические механизмы.

      Численность персонала (1972г.)- 1800 чел.

      Гл. конструктор (-1951-87г.)- И.И. Картуков {26.10.1904-22.06.1991}, (1993-95г.-)- Ю.К. Куликов, (-2002-04г.-)- М.Д. Граменицкий.

      Начальник (1957г.)- П.Г. Десятчиков, (2000г.)- В.М. Быцкевич. Гендиректор (-2002-05г.-)- В.М. Быцкевич.

      Гл. инженер (2002г.)- С.К. Гиндце.

      Начальники бригад: (1957г.)- Н.Т. Жирухин.

Создано: ПРД: ПРД-1200-9 для СНАРС-250, ПРД-25 («232-II») для К-8, ПРД-25СМ («232-IIСМ») для К-8М; ПРД-10 и ПРД-18 для В-750 (1954), ПРД-18-Р («218-Ш-Р»); ПРД-80А для Р-3С и Р-3Р, ПРД-98 для «203», ПРД-240 для Р-13М, ПРД-23 (4х ПРД-18) и ПРД-33 для противоракеты В-1000 (1957-59), ПРД-23М; для ЗУР М-1, М-2, С-125, С-175, для БРТ «036» «Вихрь», 293-П для П-70 «Аметист» (1963); ПРД-78 для БРПЛ «Р» комплекса Д-6; для П-10, П-5, П-6, П-15, П-20, П-35, К-12, КСЩ; ускорители: ПРД-15 («205») для КСР-2, СПРД-15М («205II» или «220») для «Метеора», ПРД-70 («400», 1956), ПСР-1500-15 для Ил-28, «129-1» для самолета «150»; ТТУ для «10Х», ПР-01650-9 для «Шторм»; РДТТ для УРВВ: РДТТ-328, РДТТ-338; БЧ 4Г-66 для П-70 «Аметист» (1963); комбинированные стреляющие механизмы (КСМ) для катапультных кресел К-36, К-37; двигатели мягкой посадки СА КК «Восход», «Союз», двигатель системы аварийного спасения РН «Союз»; передвижная пожарная установка на базе ТТ-газогенераторов.101


Завод № 81 НКБ, Таганрогский комбайновый завод НКСХМ, МСХМ, ПО, АООТ, ОАО «Таганрогский комбайновый завод»

      В соответствии с пост. ГКО № 4125сс от 14.09.1943г. и пр. НКБ № 877 и 880сс от 15.09.1943г. начато восстановление завода на площадке эвакуированного завода № 65. По пр. № 903 от 22.09.1943г. он получил наименование «завод № 81 НКБ».

      Боеприпасное производство. В 08.1943-09.1944г. – в ведении 4ГУ,132 был в 1945г. В 1945г. завод передан в ведение НКСХМ, затем МСХМ. В 1948г. он получил название Таганрогский комбайновый завод.

      Сначала выпускал запчасти к машинам, культиваторы, жатки-лоборейки, с 1947г. – выпуск комбайнов.

      В 1970-е г. построены новые корпуса: уникальный кузнечно-прессовый цех, сборочный цех комбайнов,механосборочный корпус цехов мостового производства, цех раскроя металла, холодных штампов. Построены новые мощности по выпуску мостов ведущих колес для комбайновой промышленности всей страны- корпуса сборки и окраски мостов, коробок передач.

      В 1986г. на базе завода создано ПО «Таганрогский комбайновый завод», в составе которого: завод мостов, комбайновое производство, завод СИиТО, кузнечно-литейныйзавод, ГСКБ по зерновым машинам,ремонтно-строительное управление. 11.03.1993г. ПО преобразовано в АООТ, а 29.04.1997г. – в ОАО «Таганрогский комбайновый завод». Были сохранены комбайновое и мостовое производства.

      Численность персонала (11.1943г.)- 3511 чел.

      Директор (ВОВ)- Н.А. Абелев.

      Гл. инженер (ВОВ)- В.Д. Лаврентьев.

Производство: комбайны: С-4 (1947-), СК-3, СК-4, «Колос» (1971-86)- более 170 тыс., «Дон-Ротор», МПУ-150, ПВ-6; автотрак ТАС-25; мосты для комбайнов «Нива», «Дон-1500» (2007).