Предприятия № 21-40

      

Завод № 32 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, Кировского СНХ, п/я 211, Кировский машиностроительный завод (КМСЗ) «Маяк» им. ХХ партийного съезда МАП, Кировское машиностроительное ПО (КМПО) им. ХХ партийного съезда МАП, М-5618, ФГУП «Вятское машиностроительное предприятие (ВМП) «Авитек», ОАО «ВМП «Авитек» РАКА

      /г. Москва ул. Правды, 8; г. Киров Филейское ш.; 610011 г. Киров, 11 пл. им. ХХ партийного съезда «Пик»/

      /610047 (610011) г. Киров Октябрьский пр., 1А тел. 23-25-22 www.avitec.kirov.ru, www.vmpavitec.ru/

      Московский завод № 32 введен в эксплуатацию с 1.10.1931г. на старой площадке завода № 1 (ул. Правды, 8) после его разделения. При окончательном переводе авиационного производства завода № 1 на новую площадку у Ходынки в 1933г. заводу № 32 передана основная часть площадей. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение треста Подсобных производств ГУАП НКТП, по пр. № 7/154 от 15.03.1932г. – в ведение Авиаспецтреста. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).

      Производство оружейных установок, в 1930-е г. был единственным заводом в стране данного профиля. В 1932г. выпускал также радиаторы, колеса и ленты-расчалки, затем это производство передано на завод № 34. Завод являлся также учебной базой ВВА им. Жуковского. По пр. ГУАП № 41/248 от 28.07.1934г. сюда с завода № 16 передано производство держателей для Р-5 и Р-6. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

      По пр. ГУАП № 4/114 от 25.03.1933г. в составе завода организовано КБ для разработки изделий вооружения самолетов, образован цех внедрения по разработке головных изделий, изготовлению инструмента и разработке техпроцессов.

      В 1934г. построены два планера Г-5 конструкции Г.Ф. Грошова.

      По пр. ГУАП № 351 от 3.11.1934г. КБ по радиаторам завода и опытная рабочая группа со всем штатом, а также Аржаков и зам. начальника цеха № 5 Вехзунг переведены на завод № 34.

      В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. на завод из ЦАГИ переданы работы по стрелковому и бомбардировочному вооружению: переведены цех особых заданий (ЦОЗ), бригады № 12 И.П. Шебанова и № 13 А.И. Шульгина КОСОС; а также переведены специалисты по вооружению из ВВА им. Жуковского. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. на заводе организованы КБ по стрелковому и бомбардировочному вооружению.133 В 1938г. на их базе образован Опытный отдел по вооружению самолетов с бригадами, которые далее преобразованы в четыре КБ. ЦОЗ стал опытным цехом № 8.

      Пост. СТО № К-27сс от 2.03.1934г. заводу предписано приступить к организации производства турелей системы Токарева для ШКАС с выпуском в 1934г. 2500 турелей; пост. № К-66сс от 26.04.1934г. поручено изготовить 10 турелей «Эрликон» для ШВАК. Пр. № 0188 от 2.09.1937г. на завод с завода № 173 передано производство «носовой спарки» для самолета СБ. Необходимо было «изготовить до конца года 200 шт. спарок; организовать спеццех по их производству; освободить не менее половины производственной площади, занимаемой на заводе № 32 древцехом завода № 1; освободить гараж завода № 32 для организации кузнечного и термического цехов со сдачей к 1.01.1938г. Для освоения производства на завод перевести 30 технологов и конструкторов из Гипроавиа и Оргаметалла». Пр. № 23сс от 26.01.1940г. заводу предписано выпустить 1400 турелей МВ-3.

      В составе завода (1930-е): цехи: механосборочный № 1, 2, 5, 6, 8, слесарно-сборочный 20 (1941г.), мелких серий 22, сварочный 23 (1941г.), холодной штамповки 40 (1941г.); ЦЗЛ (в ее составе лаборатории: механическая, металлографическая, химическая, рентгеновская, измерительная); чертежно-конструкторское бюро (ЧКБ). Был образован гальванический цех. По пр. № 80с от 11.03.1938г. «в целях правильной организации ремонтного производства» на заводе организован ремонтно-эксплуатационный отдел.

      До начала 1940-х г. завод № 32 был единственным специализированным предприятием по установкам авиационного вооружения. С началом ВОВ началось форсированное расширение производства (планировалось даже передать заводу на правах филиалов заводы № 289 и № 290 для производства агрегатов вооружения).

      20.07.1940г. по пр. № 383с от 30.07.1940г. образован филиал завода – Завод им. КПГ. Начальник филиала (07.1940г.-)- Самсонов, (-10.1940г.)- М.Я. Горелик. По пр. № 269с от 25.03.1941г. филиал завода № 32 был с 1.04.1941г. преобразован в самостоятельный ГС завод № 487 им. КПГ.

      С завода № 32 в 1940г. переведена группа работников в помощь новому заводу № 454 НКАП.

      Пр. НКАП № 309с от 10.04.1941г. А.А. Архангельский назначен гл. конструктором вновь созданного КБ завода № 32 для разработки планера бронированного штурмовика МоВ-2 (МВ). До начала войны на заводе под руководством Архангельского доводился и испытывался бомбардировщик СБ-Б1 («Б»).

      В начале войны на заводе изготовлена опытная партия огнеметов Сердюка, затем начат выпуск направляющих для РС «Катюша».

      По пр. № 738сс от 24.07.1941г. планировалось эвакуировать завод № 32 2ГУ НКАП в г. Омск, но затем по пр. № 1053сс от 9.10.1941г. принято решение о эвакуации завода в г. Киров на площадку строящегося завода № 315 2ГУ НКАП. Эвакуация прошла в два этапа, в результате образован объединенный завод № 32 НКАП.

      В 11.1941г. завод уже развернул производство на новом месте, начат выпуск турелей для 23-мм пушек и бомбосбрасывателей. Эвакуированное оборудование размещено в двух одноэтажных кирпичных недостроенных корпусах и двух вновь построенных деревянных зданиях. Развернуты цехи: сборочные № 20 турелей, № 21 бомбосбрасывателей, № 22 бомбодержателей, № 23 слесарно-сварочный; прессово-медницкий № 4, слесарно-медницкий № 16, механические, литейный, кузнечный, термический, гальванический, электроцех.

      По пр. № 1073с от 20.10.1941г. на площадке эвакуированного завода в Москве, где осталось около 300 работников, организованы Ремонтные мастерские по установкам вооружения при Ремотделе НКАП. Далее – это Московский филиал завода № 32 (директор- М.В. Дворкин). А уже с 12.1941г. начало восстанавливаться производство и пост. ГКО № 1053 от 23.12.1941г. образован новый завод по агрегатам вооружения № 43 НКАП. Из г. Кирова для формирования нового завода переданы часть оборудования и часть коллектива.

      В 1943г. заводу № 32 были переданы помещения ОКБ завода № 266 в Кирове после его перебазирования в Москву.

      С 03.1946г. завод № 32 – в ведении 2ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Кировского СНХ РСФСР. Имел наименования «п/я 211», «п/я М-5618» (1984-87г.). Далее на базе МЗ им. ХХ партсъезда как головного предприятия создано КМПО, в 1972-87г. – в ведении 2ГУ МАП. Имело то же условное наименование, что и завод. В состав ПО входил также (1987г.) Гирсовский завод пиротехнических средств. Затем в состав КМПО входили, кроме того, филиалы и дочернее предприятие «Мураши».

      В 1946г. выпускал мотоциклы с коляской.

      С 1960г. развернуто производство ЗУР. В 12.1986г. принято решение о передаче на завод производства УРВП Х-55 с Харьковского авиазавода.

      В 1950-е-60-е г. на заводе действовал филиал ОКБ-2 (МКБ «Факел»).

      В 1990г. КМПО им. XX партсъезда переименовано в «Вятское машиностроительное предприятие (ВМП) «АВИТЕК» С 1999г. – ФГУП «ВМП «Авитек». По Указу Президента РФ № 412 от 23.04.2002 года, пост. Правительства РФ № 480 от 28.06.2002 г. предприятие приватизировано и 4.10.2002г. преобразовано в ОАО «ВМП «Авитек». С 2002г. входит в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

      Производство: (2002г.) ЗУР; катапультные кресла; грузоподъемное оборудование самолетов (лебедки); установки стрелково-пушечного вооружения, балочные держатели и замки для бомб и ПУ; стиральные машины; дизельные двигатели, сельскохозяйственные машины.69

      Количество оборудования (05.1946г.)- 835 м/р станков.

      Численность персонала (1932г.)- 3108 чел., (1.12.1933г.)- 3473 пр. раб., (05.1946г.)- 3450 раб., (1972г.)- 13500 чел., (2002г.)- 6000 чел.

      Директор (-01.1934г.)- Ниппорт, (02-12.1934г.-)- С.М. Петров, (-06.1936-19.06.1937г.)- В.Л. Янишевский, (19.06.1937-41г.)- М.С. Жезлов, (1941г.)- И.А. Соколов, (1941-05.1943г.-)- С.Л. Ребенко, (-1944-05.1946г.-)- С.А. Горюнов, (1966г.)- В.А. Сутырин. Гендиректор (1987г.)- В.Н. Перваков, (1996г.)- Б.Б. Попов, С.М. Большаков, (-2002-04г.-)- В.С. Смердов, (2005г.)- Б.В. Кушов.101

      Зам. директора: по административно-коммерческой части (07.1934г.)- М.А. Лазаревич; (12.1934г.)- Багри, (-1939-41г.-)- В.Ф. Ульянов. Зам. гендиректора: по МТС (2002г.)- А.В. Носков; по производству (2002г.)- А.В. Бажин; по экономике (2002г.)- В.Л. Богданов; по сбыту, торговле и строительству (2002г.)- В.И. Симахин; по ВЭД и развитию предприятия (2004г.)- М.И. Гозман; по качеству (2004г.)- Н.А. Романов; по кадрам, соцкультбыту и безопасности (2004г.)- Б.В. Кушов. Помощник директора по найму и увольнению (-11.09.1937г.)- Ф.В. Левин, (11.09.1937г.-)- И.И. Мартынов, по кадрам (06.1941г.)- С. Скотников.

      Технический директор (-11.1934-3.08.1937г.)- В.Ф. Багрий, (03.1938г.)- Н.И. Сысоев.

      Гл. инженер (-1939-40г.-)- А.Ф. Гостинцев, (1941г.)- И.Г. Терехов, (1941г.-)- И.В. Карашук, (1942г.)- С.Г. Максименко, (05.1946г.)- Яковлев, А.Б. Рубинштейн, (2004г.)- В.И. Зорин.

      Гл. конструктор (11.1938г.)- Шебанов, В.А. Шмелев (был начальником цеха на заводе № 32 в Москве), (-1996-2002г.-)- О.Н. Жарый.

      Зам. гл. конструктора (2003г.)- В.С. Горн.

      Гл. технолог (1930-е-41г.)- С.Л. Ребенко. Гл. металлург (1960-е)- В. Хапилин.

      Зам. гл. технолога (1930-е)- И.В. Каращук, (1960-е)- А. Юркус.

      Начальник производства (-1941г.)- В.В. Овчинников, (1941г.-)- А.И. Резинкин.

      Начальники цехов: № 1 (-03.1935-38г.)- Н.И. Сысоев, (1938г.-)- А.И. Каратаев; № 2 (07.1934г.)- В.П. Акифьев, (1940г.-)- С.А. Горюнов; № 4 (07.1934г.)- М.И. Курганов, (1941-42г.-)- А.И. Нелепо; № 5 (07.1934г.)- М.М. Аржаков; № 6 (07.1934г.)- М.А. Аркадьев, (1930-е)- С.А. Горюнов; № 7 (-07.1934-03.1935г.-)- В.А. Го(а)ркин; № 8 (07.1934г.)- Н.И. Мизетков, (1930-е)- Конфетов, (1930-е)- В.Н. Терехов, М.Я. Горелик; № 9 (07.1934г.)- М.И. Муромцев; № 12 (-07.1934-03.1935г.-)- Н.П. Авдеев; № 16 (1941г.)- Н.Ф. Воробьев; № 20 (1941г.-)- М.Т. Кутьин; № 21 (1941г.-)- С.А. Комаров; № 22 (-1940г.)- С.А. Горюнов, (1941г.-)- М.В. Яковлев; № 23 (1941г.-)- К.М. Машкаркин; сборочного (1930-е)- Аркадьев (репрессирован), (1930-е)- А.И. Резинкин, (1930-е)- Б.О. Волков; механосборочного (-1941г.)- И.Г. Терехов; опытного (1934-35г.)- Н.А. Оболенский; гальванического (1930-е)- М.К. Журавлев, (1941г.-)- С.А. Фомкин, (-1942г.)- В.В. Тибанов; механического (1941г.-)- В.А. Шмелев, (1941г.)- С.А. Горюнов, (1941г.-)- С.А. Жигульский; термического (1941г.-)- Ф.А. Чижов; литейного (1941г.-)- А. Волосов; кузнечного (1941г.-)- А.Ф. Ветров; инструментального (ВОВ)- М.А. Образцов; электроцеха (1941г.-)- С.С. Огнев; ширпотреба (02.1934г.)- Гольдберг, (12.1934г.)- Ф.Г. Филатов.

      Зам. начальника цеха: № 1 (03.1935г.)- М.И. Муромцев; № 5 (-11.1934г.)- Вехзунг; № 22 (1930-е)- А.Л. Лапин; сборочного (1930-е)- В.П. Акифьев; (1938г.)- А.И. Резинкин; инструментального (ВОВ)- Н.Г. Жуков. Помощник начальника цеха: № 1 (1930-е)- А.И. Душин.

      Начальники отделов: технического (07.1934г.)- К.К. Смирнов; ОТК (1930-е)- П.И. Кругликов, (-1940-41г.-)- С.Г. Максименко; ППО (07.1934г.)- А.В. Мусаткин; ОКС (07.1934г.)- Ю.Л. Санович; секретного (1987г.)- В.П. Мокрецов.

      Зам. начальника отдела: технического (03.1935г.)- К.К. Смирнов.

      Начальники лабораторий: ЦЗЛ (1930-е)- И.И. Кузнецов; механической (1930-е)- М.Я. Смирнов; металлографической (1930-е)- В.В. Пиотровский; химической (1930-е)- В.Ф. Хациалова; рентгеновской (1930-е)- Н.П. Головачева; измерительная (1930-е)- В.С. Семин.

      Зам. начальника лаборатории: ЦЗЛ (1930-е)- П.М. Белозеров.

      Начальники бюро: КБ по радиаторам (-11.1934г.)- В.С. Лунин; ЧКБ (1930-е)- Н.И. Сысоев. Начальники: МПВО (1941г.)- А.Н. Масленников; тира (ВОВ)- Г.И. Щербаков.39

      Создано: торпедодержатели: ТД-32 для ДБ-3 (1939); кассетные бомбодержатели: КД-3, КД-2-438, КД-1-038 для ББ-1, КД-2-439 для ТБ-7 и ББ-22; держатели: Дер-31, Дер-32, Дер-34; установки вооружения: КД-3-240, КБ-2-240 для ДБ-240, НУДБ-3 для Че-2; замки: МД-2-40, АСШ-340; лебедки: БЛ-3, БЛ-4 (перед и во время ВОВ); турели: ТУР-9 для «СБ», УТК-1 с пулеметом УБТ для Ли-2 (1942); мишени: РМ-5В27 «Пищаль» на базе ЗУР В-60, «Саман» 9Ф841 на базе 9М33.58

      Производство: прицелы: КП-1, -3, -5, МК-3 (1932), ПМП-3 (1937), бомбардировочные ПС-1 (ОПБ-21), ОПБ-2, ОПБ-21, НКПБ-3; стрелковые МПТ-1, ОПТ-2 (К-8Т), ОП-2Л (ВОВ); МСП, МСШ (1938); направляющие для НУР М-8; НУР РО-82 (изд. 2РУ-223, 1941-); запчасти для Р-5, Р-Z, И-153 (1941); держатели: Дер-5 (1932), -6, -7, -9, -13, -15, -16 (1932), -31 (1938), Дер-19 и Дер-21 для Пе-2 и Ил-4, торпедодержатель ТД-32; замки МД-3-40; стрелковая установка ВУБ-1 (Б-270) для Пе-2; сбрасыватели СБР-8, -9 (1932), АСШЛ-340, ЭСБР-3п (ВОВ); турели: Тур-4 (1932), -5, -6, -7 (1932), -9, МВ-2, МВ-3 (1940), МВ-5; лебедки БЛ-3, БЛ-4; замки к держателям БД-3-58-21, АПУ-19, АПУ-20; лебедки: БЛ-47 (1949), БЛ-56, БЛ-47М, СЛГ-1500, СЛГ-300, ГК-3000, ЛПГ-1500А (2002); держатели огней ДО, ДОС, ракетодержатели, флюгер-мушка Мер-4 (1932); стрелковые установки: кормовая Ил-К6 для Ил-28 (1949), кормовая УКУ-9К-502 для Ту-22М (1970-е); УРВВ: РС-2-УС; ЗУР: В-600П (1960-), 5В24 (1960-), 4К90 (1960-), В-601, В-611, В-625 для С-125; 5В27 (1964-), 9М33 для ЗРК «Оса» (1964-88), 9М33М2, 4К60, 9М330 (1981-), 9М331;57 мишень 9М334; УРВП: Х-55 (1987-); стартовые и маршевые ПРД для В-625; кресла катапультные КМ-1, К-36 (1971-2002-), К-36ДМ (1983), К-10 и К-12 (2002) для Ми-34; стреляющий механизм КСМ; автопилоты: АП-750 для ЗУР В-750, АП-283;

      компрессор ДХ-2 для бытовых холодильников (1950-е-90-е); малогабаритные дизельные двигатели ВСН-Д (1990-е), СН-6Д (2002); стиральная машина «Мини-Вятка» (1990-е), СМ-1,5 (2002).

КБ завода № 32 НКТП

      КБ в составе завода № 32 организовано по пр. ГУАП № 4/114 от 25.03.1933г. для «самостоятельной разработки изделий вооружения самолетов». Затем вновь по пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. требовалось до 1.10.1934г. организовать при заводе ОКБ.

      Гл. конструктор (1934г.-)- В.Ф. Савельев.133

КБ-1 завода № 32 НКАП (ОКБ-1-32) гл. конструктора А.И. Шульгина

      В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. бригада № 13 КОСОС ЦАГИ под руководством А.И. Шульгина переведена на завод № 32. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. «для проработки новых конструкций, постройки опытных образцов и повседневной работы по модификации и модернизации серийной продукции» на заводе организовано КБ по бомбардировочному вооружению, с 1938г. – КБ-1 по вооружению в составе ОКО. По пр. 7ГУ НКАП № 11/13 от 13.03.1941г. преобразовано в самостоятельное КБ-1 при заводе № 32 НКАП.

      Работа над установками РС-82 и РС-132, разработка замков Дер-19п, Дер-20п, Дер-21п, кассет для зажигательных бомб.

      По пр. 7ГУ НКАП № 32/35 от 13.10.1941г. КБ-1 эвакуировано вместе с заводом в Киров. Шульгин стал гл. конструктором ОКБ-32, действовавшим до 08.1944г. По пр. № 146с от 21.02.1942г. часть ОКБ-1 (33 чел.) была переведена в Москву в состав ОКБ завода № 43 НКАП.

      Гл. конструктор (1.07.1936-41г.)- А.И. Шульгин.

      Зам. гл. конструктора (03.1941г.-)- Б.К. Соколов.

КБ-2 завода № 32 НКАП, КБ-2 (ОКБ-2-32) при заводе № 32 НКАП Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова

      /г. Москва; г. Киров/

      Конструкторский коллектив по разработке унифицированных пулеметных установок и пушечных батарей переведен в 1936г. из ВВА им. Н.Е. Жуковского на завод № 32. В виде исключения в КБ не было начальника, а были два гл. конструктора. До 03.1941г. – это КБ-4 в составе ОКО. По пр. 7ГУ НКАП № 11/13 от 13.03.1941г. преобразовано в самостоятельное КБ-2 при заводе № 32 НКАП.

      Работы по подвижным стрелковым установкам: МВ-3 и МВ-5 под 12,7-мм пулемёт для Су-2 (1935-36г.); под Б-12,7 для ТБ-7; турели ТАТ-УБ для Ер-2; турель ТСС-1 (С.К. Горюнов) и люковая установка МВ-2 под ШКАС для Пе-2.

      В конце 1940г. Можаровским и Веневидовым предложен проект штурмовика с мощным пушечным вооружением МВ («Комбайн», МоВ-2). Проект был одобрен в НКАП, и по пр. № 291сс от 1.04.1941г. выдано задание на проектирование и постройку двух опытных экземпляров. Для реализации этого проекта по пр. НКАП № 309с от 10.04.1941г. было организовано отдельное КБ завода № 32. Можаровский и Веневидов назначены гл. конструкторами по вооружению, а А.А. Архангельский- гл. конструктором по планеру. Далее структурно отдельно при заводе работало ОКБ-2 Можаровского и Веневидова, и отдельно – ОКБ А.А. Архангельского.

      По пр. 7ГУ НКАП № 32/35 от 13.10.41г. КБ-2 эвакуировано вместе с заводом в Киров. Опытный цех ОКБ размещен в кинотетре «Колизей». По пр. № 146с от 21.02.1942г. конструкторская бригада из ОКБ-2 (6 чел.) была переведена в Москву в состав ОКБ завода № 43 НКАП. В ~1942г. КБ-2 завода № 32 было влито в состав ОКБ завода № 266 для ускорения работ по электрифицированию установок вооружения. Объединенное ОКБ вскоре перевели с завода № 266 в отдельное помещение в Кирове.

      ОКБ-266 в соответствии с пр. НКАП № 272с от 6.05.1943г. переведено из Кирова в Москву на территориювновь образованного завода № 140 НКАП (ранее филиал завода № 266НКАП) и где на базе ОКБ-266 и КБ-2 завода № 32 образовано единое ОКБ-140 по электроавтоматике управления самолетом, моторами и вооружением.

      Оставшаяся часть оборудования и личного состава опытного цеха передана КБ-3 гл. конструктора И.И. Торопова (г. Киров) и ОКБ завода № 43 (г. Москва). Г.М. Можаровский с 1943г. – преподаватель ВВИА им. Жуковского, в 1945г. возглавил НИБС ВВС при ВВИА.104

      Гл. конструктор (1938-43г.)- Г.М. Можаровский, (1938-43г.)- И.В. Веневидов.

КБ-3 завода № 32 НКАП гл. конструктора И.П. Шебанова

      В соответствии с пост. СТО № ОК-131с от 28.05.1936г. бригада № 12 КОСОС ЦАГИ по артиллерийско-стрелковым установкам И.П. Шебанова переведена на завод № 32. Во исполнение пр. НКТП № 213с от 20.06/1.07.1936г. по пр. ГУАП № 076с от 20.06/1.07.1936г. «для проработки новых конструкций, постройки опытных образцов и повседневной работы по модификации и модернизации серийной продукции» на заводе организовано КБ по стрелковому вооружению.

      Работы по артиллерийскому вооружению и неподвижным стрелковым установкам.

      По пр. № 280сс от 10.06.1940г. на заводе им. КПГ, переведенном из НКОМ в НКАП (далее это – завод № 487 НКАП им. КПГ), был образован Опытный отдел по проектированию и изготовлению опытных образцов установок стрелкового вооружения. В этот отдел в полном составе переведено КБ-3 И.П. Шебанова, а также некоторое количество личного состава и оборудования завода № 32. Далее это ОКБ действовало при заводе № 487.

      Гл. конструктор (1.07.1936-40г.)- И.П. Шебанова.

      Начальник (1930-е)- И.П. Шебанов.

      Зам. начальника (1930-е)- К.В. Спажев.

КБ-4 завода № 32 НКАП, КБ-3, ОКБ-3-32 при заводе № 32, ОКБ-32 НКАП гл. конструктора И.И. Торопова

      /г. Москва; г. Киров/

      Небольшое КБ по прицелам для стрелковых установок начало работу на заводе раньше других, в середине 1930-х г. По пр. № 219с от 17.05.1940г. КБ-4 И.И. Торопова планировалось влить в состав КБ-3 И.П. Шебанова, но последнее вскоре было переведено на завод № 487.

      До 03.1941г. КБ-4 находилось в составе ОКО завода № 32. По пр. 7ГУ НКАП № 11/13 от 13.03.1941г. преобразовано в самостоятельное КБ-3 при заводе № 32 НКАП.

      Разрабатывались прицелы, турели под 12,7-мм пулеметы БТ для Пе-2 и «103» (ВУБ-1 (Б-270) для Пе-2).

      По пр. № 878сс от 20.08.1941г. КБ-3 со всем личным составом, документацией и материалами эвакуировано на завод № 481 в Сызрань.

      Далее (на 10.1942г. и 03.1943г.) И.И. Торопов – гл. конструктор ОКБ-3 завода № 32 (возможно, КБ сразу эвакуировалось на завод № 32). В Кирове ОКБ размещалось в помещении фабрики «Гармошка».

      По пр. № 272с от 6.05.1943г. часть оборудования и личного состава опытного цеха ОКБ-2 Можаровского и Веневидова передана в ОКБ-3. В 1943г. ОКБ-3 преобразовано в ОКБ-32 НКАП при заводе № 32.

      По пр. № 484с от 3.08.1944г. ОКБ-32 гл. конструктора Торопова в полном составе с опытным цехом переведено из Кирова в Москву на завод № 43, влито в состав ОКБ-43 и исключено из числа действующих. И.И. Торопов назначен гл. конструктором ОКБ-43.

      Гл. конструктор (1938-44г.)- И.И. Торопов (ВУБ-1).

Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода № 32 НКАП

      /г. Москва/

      На заводе № 32 в 1938г. образован Опытный отдел по вооружению самолетов с бригадами из специалистов ЦАГИ и ВВА им. Жуковского (которые действовали с 1936г.). Бригады были преобразованы в четыре КБ (в составе ОКО) гл. конструкторов А.И. Шульгина, Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова, И.П. Шебанова, И.И. Торопова. Пр. НКАП № 219с от 17.05.1940г. в составе ОКО закреплены три КБ (кроме КБ И.П. Шебанова, переведенного на завод № 487НКАП). По пр. 7ГУ НКАП № 11/13 от 13.03.1941г. ОКО был реорганизован, и три КБ под руководством тех же гл. конструкторов выделились в самостоятельные организации.

      Начальник ОКО (-03.1941г.)- Б.К. Соколов.

ОКБ гл. конструктора А.А. Архангельского на заводе № 32 НКАП

      Пр. НКАП № 309с от 10.04.1941г. А.А. Архангельский назначен гл. конструктором вновь созданного КБ завода № 32 для разработки планера бронированного штурмовика МоВ-2 (МВ). Личный состав КБ (89 чел.) переведены с завода № 22 на завод № 32, а все материалы и имущество КБ оставлены на заводе № 22. Можаровский и Веневидов назначены гл. конструкторами по вооружению, а А.А. Архангельский – гл. конструктором по планеру. Далее структурно отдельно при заводе работало ОКБ-2 Можаровского и Веневидова, и отдельно- ОКБ А.А. Архангельского.

      По пр. № 823с от 9.08.1941г. основная часть коллектива ОКБ А.А. Архангельского со всем имуществом и техдокументацией переведена на завод № 156 НКАП.

Гирсовский завод пиротехнических средств (ГЗПС) МАП, А-1388

      /пос. Мурыгино Юрьянского р-на Кировской обл. ст. Гирсово Горьковской ж/д/

      В 1987г. завод – в составе Кировского машиностроительного ПО. Имел наименование «п/я А-1388» (1987г.).74

      Директор (1987г.)- В.П. Ахапкин.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Е. Земцов.

ГУ «Испытательный центр (ИЦ) «Вектор», ООО «ИЦ «Вектор»

      /610047 г. Киров, Октябрьский проспект, 1А, корп 35 тел. 23-48-44/

      ИЦ «ВЕКТОР» образован в 1991г. на базе испытательного комплекса ВМП «АВИТЕК», предназначенного для проведения испытаний опытных и серийных изделий ВПК. В 1998г. ИЦ «Вектор» преобразован в государственное учреждение (ГУ) «Испытательный центр «Вектор», которое в 2003г. реорганизовано в ООО «Испытательный центр «Вектор».

      Осуществляет испытания: электробытовых приборов на безопасность и электро-магнитную совместимость; лесопромышленной продукции (корпусная и мягкая мебель и столярные изделия) и тары; строительных конструкций (окон и дверей); технических средств железнодорожного транспорта. Производит оборудование для проведения данных испытаний.


Завод № 32, Дмитровский механический завод НКВД, Дмитровский завод фрезерных станков (ДЗФС) НКТМ, НКСС, ОАО «ДЗФС»

      /г. Дмитров Московской обл.; г. Бийск Алтайского кр.; г. Дмитров Московской обл./

      Создан в 1932г. в ведении ОГПУ, в 1938-40г. – в ведении ГУЛАГ НКВД. В соответствии с пост. СНК № 2506 от 8.12.1940г. завод передан в ведение НКТМ и переименован в ДЗФС. В конце 1941г. в Бийске переименован в завод № 32. В 11.1943г. ДЗФС – в ведении НКСС.

      Являлся основной ремонтной базой строительства канала Москва-Волга.

      В 1940г. сюда переведена группа специалистов с Горьковского завода фрезерных станков во главе с бывшим директором Г.Е. Титовым. Вначале собирались станки из деталей и узлов, изготовленных ГЗФС.

      В 09.1941г. эвакуирован в Бийск, но уже в 12.1941г. возвращён обратно. В 1945г. произошёл пожар, в результате которого сгорел 1-й механический цех.

      При заводе действовало КБ (1948г.).

      В 01.2003г. завод преобразован в ОАО «ДЗФС».

      Численность персонала (1980-е)- около 3 тыс. чел.

      Начальник (1938г.)- Черномаз. Директор (28.12.1938г.-)- П.И. Гончаров,78 (1940г.-)- Г.Е. Титов, (1942г.)- М.Н. Арнольди, (1944г.-)- А.А. Налоев.

      Зам. директора (ВОВ)- А.Т. Каширский.

      Гл. инженер (1944г.-)- И.В. Фролькис.

      Гл. конструктор (1940-е-55г.-)- И.П. Константинов. Гл. технолог (1955г.)- В.П. Дубов.

      Зам. гл. конструктора (1955г.)- И.С. Зворыгин.

      Начальники цехов: литейного (ВОВ)- Н.Ф. Вяземский; (ВОВ)- И.Р. Берин.