Предприятия № 601-700

      

ГС Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭЗ, ЧЭАЗ) № 654 НКЭП, МЭП, Русско-Балтийский электротехнический завод, Российская электрическая компания “Union”, Завод для устройства электрических сооружений Русского АО «Всеобщая компания электричества “Union”», Электротехнический завод № 1 «Электросила» (бывший ВЭК) ВСНХ, Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ) им. Сталина ВСНХ, НКТП, НКЭП, Харьковский электро-турбогенераторный завод (ХЭТЗ) НКМ, Харьковский электротурбинный механический завод (ХЭТЗ) НКЭСЭП, Чебоксарский завод специальной электроаппаратуры (СЭА) НКЭП, Чебоксарский ордена ТКЗ электроаппаратный завод (ЧЭАЗ) МЭП, МЭТП, М-5739, ОАО, ЗАО «ЧЭАЗ»

      /г. Рига Петербургское ш., 19; г. Харьков Чугуевское ш. (1935г.); пр. Сталина, 199 (1939г.); Чувашская АССР г. Чебоксары Ленинградский пер. (ул. Ленинградская), 38; ул. Карла Маркса, 80 (1951-57г.); 428000 г. Чебоксары ул. Карла Маркса, 52 (1971-86г.) п/я 24 «ВЭО завод» (1935г.), «Контакт» (1971г.), «Олимп» (1986г.)/

      /Чувашия 428000 г. Чебоксары пр. И. Яковлева, 5 www.cheaz.ru/

      В 1888г. купец Г. Детман на участке в 1200 кв. саженей у Псковского шоссе основал Русско-Балтийский электротехнический завод. Здесь было изготовлено оборудование для электротехнической лаборатории Рижского политехникума, первая динамомашина для цементной фабрики. В 1896г. построено первое здание – заводоуправления, в 1898-1914г. построено еще 4 производственных корпуса. В 1898г. на базе завода основана немецкая Российская электрическая компания “Union” с правлением в Санкт-Петербурге. Выпускалось электротехническое оборудование для военно-морского флота. С 1904г. – германская фирма AEG, с 1905г. – Русское АО «Всеобщая компания электричества (ВКЭ) “Union”» (в документах встречается также написание «Всеобщая электрическая компания» (ВЭК)). Производство (1913г.): машины и трансформаторы – 208600 кв., аппараты – 9310 шт. В годы войны действовал Военно-морской отдел, организован Отдел артиллерийских дистанционных трубок (эвакуирован в Москву). В 07.1915г. оборудование и работники предприятия эвакуированы (всего 1470 вагонов): небольшая часть оборудования – в Петроград (прожекторные мастерские Военно-морского отдела) и Москву, а основная часть завода (около 3000 работников) – в Харьков на площадку бывшего немецкого завода сельскохозяйственных машин “Helferich-Sade”. С 1 октября начат выпуск военной продукции на новом месте. К концу 1915г. в Харьков переведена часть оборудования и персонала из Москвы и Петрограда (но завод в Москве остался – далее Московский тормозной завод, № 239). На окраине Харькова на участке в 20 десятин у Чугуевского шоссе начато строительство нового корпуса завода ВКЭ. 20.11.1916г. новый завод сдан в эксплуатацию.

      Часть завода осталась в Риге. Пост. ВСНХ от 18.01.1919г. заводы в Риге и Москве вместе с остальными предприятиями компании национализированы.

      Пост. ВСНХ от 18.01.1919г. завод АО ВЭК национализирован и переименован в завод № 1, в 1920г. передан в ведение секции «Электросила» Электротреста Отдела электропромышленности ВСНХ, в 11.1921г. – в ведении Главэлектро ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). С 1925г. – Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ) ВСНХ. В 11.1925-30г. – в ведении ГЭТ Главэлектро ВСНХ. Кроме того, в 05.1921г. контролировался СВП, в 07.1926г. – инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 С 1932г. – в ведении НКТП, в 01.1935г. – в ведении его Главэнергопрома. В 01.1937г. в состав ХЭМЗ влит ХТГЗ, объединенный завод получил название ХЭТЗ им. Сталина. В 12.1937-05.1938г. ХЭТЗ – в ведении Главэнергопрома НКМ. В соответствии с пост. Экономсовета СНК № 196 от 7.03.1939г. Харьковский электротурбинный механический завод разделён на два: ХЭМЗ в ведении Главэлектромашинпрома НКЭСиЭП и ХТГЗ Главкотлотурбопрома НКЭСиЭП. В 1940-10.1941г. ХЭМЗ – в ведении ГЭМП, до 05.1942г. – ГЭАМП НКЭП.

      В составе завода (1921г.): заводоуправление (головной корпус), машиностроительный завод (главный корпус), аппаратный завод (4-этажный корпус), столярный и ригилитный цеха (средний флигель), кузница и литейная (правый флигель), склад материалов (длинный корпус), центральный склад изделий (задний корпус), центральная электростанция; отделы: крупных электромашин всех видов тока, средних электромашин, малых электромашин, аппаратов к машинам и двигателям, трамвайных оборудований, трансформаторов, распределительных устройств, корабельных установочных материалов и армтур, корабельных машинных телеграфов и постов управления, прожекторов для специальных надобностей, ж/д сигнализации, блокировки и централизации стрелок, пневматических тормозов для ж/д и трамваев, особых механизмов, вспомогательных цехов. Производство (1920г.): машины и трансформаторы – 7500 кв., аппараты – 3500 шт.

      Перед войной завод имел филиал – завод № 332 НКЭП.

      Производство (1935г.): генераторы переменного тока, гидрогенераторы, моторы постоянного и переменного тока, специальные, аппаратура низкого напряжения и автоматика.

      В 1931-32г. изготавливал электроагрегаты (генераторы, моторы) 356-мм для ж/д артустановок ТМ-1-14. По пр. НКТП № 12сс от 1937г. ХЭТЗ к 1.03.1937г. должен был сдать: 2 главных судовых турбины (сдана 1), 4 турбо-циркуляционных конденсатных насоса (не сдано). В соответствии с пост. правительства № 87сс от 13/15.08.1937г. и пр. НКОП/НКМ № 00282/47сс от 25.12.1937г. заводу поручено проектирование и изготовление электрооборудования для 356-мм и 100-мм артиллерийских башен линкора типа «Б»; пр. НКОП/НКМ/НКВМФ № 118/86/050сс от 31.03.1938г. – электрооборудования для артвооружения крейсеров пр. 64, 68 и 69. По пр. НКОП/НКМ/НКВМФ № 245сс/161 от 13.07.1938г. было необходимо изготовить к 15.07.1938г. комплект опытной силовой синхронной передачи (ССП) по схеме профессора Костенко для управления постами наводки крейсера «Киров»; построить на заводе в 1938-39г. специальную лабораторию по автоматизации и синхронизации управления артиллерийским электроприводом. Этим же пр. заводопределен ведущим заводом и производственной базой по разработке и изготовлению машинной ССП и других автоматических схем силового, артиллерийского электропривода. Пр. НКВМФ/НКСП/НКВ/НКЭП № 0230/61с/81с/53с от 21.03.1941г. требовалось сдать ССП МСПЛ для зенитной артсистемы Б-54 к 5.06.1941г.

      По пр. НКОП № 256с от 21.07.1938г. на завод были переданы все материалы по «авиатурбине бинарного цикла» и работы по доводке опытного двигателя ликвидированного ОКБ-МАИ.

      Перед войной велась разработка и производство приборов управления стрельбой корабельной артиллерии.115 В 1939-41г. велось снаряжение 76-мм снаряды и РС М-8. По пр. № 2сс от 13.05.1940г. требовалось развернуть на заводе производство взрывателя для глубинных бомб К-3 вместо ВГБ с выпуском опытной партии к 1.09.1940г. и началом серийного производства с 1.10.1940г. Пр. № 27сс от 13.02.1941г. заводу утвержден план производства на 1941г. (шт.): распределительная станция управления главными гребными электродвигателями – 3. Кроме того, был задан выпуск 650 тыс. корпусов 76-мм снарядов. Пр. № 30сс от 17.02.1941г. выпуск 300 тыс. из них передан на другие заводы: 200 тыс. – на завод им. Карла Маркса НКОМ, 70 тыс. – на Никопольский завод НКТМ, 30 тыс – на завод «Коммунист» НКТМ. В соответствии с постановлением СНК № 1749-756сс от 25.06.1941г. по пр. № 139сс от 27.06.1941г. на заводе требовалось организовать с 08.1941г. производство узлов и деталей танка Т-34 по 50 комплектов в месяц. По пр. № 179сс/ов от 21.07.1941г. на заводе требовалось организовать производство коммутаторов Р-20 с выпуском в августе – 80 шт, в сентябре – 150 шт., далее – по 200 шт. в месяц. В соответствии с постановлением ГКО от 3.09.1941г. по пр. № 265сс от 5.09.1941г. требовалось немедленно организовать производство корпусов 37-мм мин к миномету ВМ-37 с поставкой в сентябре 10 тыс. и в декабре 110 тыс. шт. Пр. № 286сс от 11.09.1941г. утвержден выпуск танковой продукции в сентябре: стартер СТ-700 – 200 шт., моторы МВ-12 – 465, МБ-20 – 465; вращающееся контактное устройство ВКУ-3А – 465 шт.

      В составе завода (1941г.) цехи: М-1 асинхронные моторы до 100 квт,М-2 машин постоянного тока до 200 кВт, М-3 крупных машин (до 10 тыс. кВт), М-4 и М-5 машины переменного тока 50-200 квт, М-6 машины постоянного тока, М-7 асинхронные моторы до 50 квт, А-1 серийной аппаратуры (магнитные пускатели, автоматы), А-2 коммутационной аппаратуры и рубильников, А-3 взрывобезопасного оборудования и автоматов, А-4 реле, А-5 штамповка и гальваника, А-6 магнитных станций и щитов, А-7 спецаппаратуры (панельные автоматы), А-8 ширпотреба, А-9 пуско-регулирующие аппараты, сварочный СЦ, литейные № 1 и 2 ЛЦ, меднолитейный МЛЦ, крепежный КЦ, инструментальная мастерская ИМ, обмерно-заготовитеьный ОЗЦ, изоляционный ИЦ, штамповочный ШЦ, модельный МДЦ, переработки отходов ЦПО; эмалировочная; лаборатории: ЦЗЛ (лаборатории: химическая, рентгеновская, металлокерамическая, эталонно-измерительная, магнитная, малярная, физико-техническая, технологическая, термическая, металлов, радиопомех, мастерская точной механики), машино-аппаратная, сварочная. Имелись также цеховые лаборатории при цехах М-2, М-4, М-6, М-7, А-1 и А-3.

      В соответствии с постановлением ГКО № 681сс от 16.09.1941г. по пр. № 288сс от 17.09.1941г. требовалось приступить немедленно и закончить к 27 сентября эвакуацию завода. Цехи М-2, М-6, А-9 эвакуировать в Новосибирск на площадку судоремонтного завода НКРФ, 100 вагонов оборудования и 20 – кадры (оставить комплект оборудования для изготовления машин ГСПЗ, СТ-700, МБ-20 и МВ-12); цехи М-1, М-4, М-7 (машины переменного тока до 100 кВт) и А-3– в Кемерово в помещения трамвайного депо и стройтехникума, 130 вагонов оборудования и 25 – кадры (кроме станков, занятых на деталях для М-8); цех М-3 – на площадку завода им. Калинина (ст. Баранча), 125 вагонов оборудования и 25 – кадры (оставить часть оборудования сборочного и обмоточного участка для окончания машин, выпускаемых в сентябре); цех А-2 – в Уфу на площадку Воскресенской мебельной фабрики, 40 вагонов оборудования и 10 – кадры (оставить комплект оборудования для изделий Электрика и ВКУ); цех А-1– в Ульяновск в помещения Торговых рядов, 40 вагонов оборудования и 10 – кадры; цехи А-4, А-6 и А-7 – в г. Чебоксары на площадку авиаучилища ВВС, 100 вагонов оборудования и 25 – кадры; лаковое производство – на Бобровский лесохимический завод (г. Свердловск), 5 вагонов оборудования и 1 – кадры.

      В итоге ХЭМЗ им. Сталина эвакуирован: часть завода – в Томск; цех машин постоянного тока свыше 100 кВт М-6, М-7 и М-9 (264 ед. оборудования) – в Прокопьевск в помещения электротехнического училища и гаража, где по пр. НКЭП от 23.10.1941г. создан завод № 651; производство электромоторов (цеха А-3, М-1, М-4 и М-7, в 11.1941г., всего 309 ед. оборудования) – в Кемерово в помещения универмага, гаража и трамвайно-автобусного парка, где в 12.1941г. создан КЭМЗ (затем № 652); цех М-3 (70 ед. оборудования) во исполнение пост. СНК от 6.10.1941г. и расп. СНК от 8.10.1941г. об организации на Урале производства паровых котлов, турбогенераторов и турбин по пр. № 312с от 10.10.1941г. – в Свердловск на завод «Уралэлектроаппарат»; цех А-1 – в Ульяновск в помещения нескольких небольших магазинов, где преобразован в самостоятельный завод «Электропускатель»; цех А-2 (150 ед. оборудования) – в Уфу в здание дворца Соцкультуры, где образован Уфимский электроаппаратный завод. Лаковый цех эвакуирован на ст. Вьюхино Свердловской обл., где создан Бобровский лаковый завод. В 10.1941г. ХЭМЗ прекратил работу в Харькове.

      Цехи А-4, А-6 и А-7 в 11.1941г. эвакуированы в Чебоксары, где создан Чебоксарский завод СЭА в ведении ГЭАМП. Также в Чебоксары эвакуирована часть ленинградского завода «Электрик» (размещена в Доме Советов) и влита в состав чебоксарского завода. По пр. НКЭП № МК-93с от 24.03.1942г. Чебоксарский завод СЭА (назывался также ЧЭЗ) ГЭАМП переименован в ГС завод № 654, в 09.1942-07.1944г. – 1ГУ НКЭП. По пр. № МК-157с от 7.05.1942г. завод № 654 определен правопреемником ХЭМЗ, который исключен из списков предприятий НКЭП.

      Для прибывшего оборудования в Чебоксарах выделено два здания площадью 5 тыс. м2 при потребности около 10 тыс. На 1.01.1942г. прибыло 210 чел. и 344 ед. оборудования (из 372 отправленных), смонтировано 264. Организовано производство электроустановочных изделий для авиационной, танковой промышленности и ВМФ, магнитных станций. По пр. НКЭП № 1сс/С от 27.11.1941г. ХЭМЗ в Чебоксарах предписано организовать производство самолетной коммутационной аппаратуры; в соответствии с постановлением ГКО № 994 от 4.12.1941г. по пр. № 344сс от 14.12.1941г. требовалось организовать на заводе с декабря производство танковой электроустановочной арматуры. В соответствии с постановлением ГКО № 1061 от 25.12.1941г. пр. № К-306а/сс от 31.12.1941г. заводу установлен план производства боеприпасов на 1-й квартал 1942г.: предохранительные приборы ПП и свинцовые колпаки СК для мин КБ-3 и обр. 1908г. – 400 комплектов. Производство (1942г.): установочная аппаратура для танков, реле, магнитные станции. С 1943г. начат выпуск реле защиты и другой аппаратуры для народного хозяйства. В соответствии с пост. ГКО № 3879сс от 5.08.1943г. по пр. № К-498сс от 7.08.1943г. заводу поставлена задача восстановить производство приборов КП-6 для сжигания водорода на ПЛ с выпуском в 3-м квартале 25 шт., в 4-м – 50 шт., в 1-м квартале 1944г. – 75 шт.

      В составе завода цехи (02.1942г.): С-1, С-2, С-3, металлургический, крепежный, изоляционный, гальванический, штамповочный, инструментальный, механический, транспортный, пробных конструкций; отделы: ОГМ, начальника производства, технологический, КО, нормалей, ППО-СГН, кадров и труда, 1-й, ОТК, снабжения, чертежного хозяйства, ПВО, АХО, ОКС; бюро технической информации, ЦЗЛ. По пр. № МК-216с от 19.06.1942г. организована лаборатория для измерения уровня помех радиоприему, создаваемых электрооборудованием. В соответствии с пост. ГКО № 2071с от 20.07.1942г. по пр. № МК-262с от 22.07.1942г. требовалось вывезти на завод еще 375 ед. оборудования (37 вагонов) с завода «Электрик».

      В соответствии с пост. ГКО № 4087 от 11.09.1943г. в Харькове на старом месте начато восстановление ХЭМЗ.

      В соответствии с пост. ГКО № 5679с от 19.04.1944г. по пр. № К-248с от 25.04.1944г. требовалось организовать на заводе производство АЗС для самолетов и к 15 мая изготовить опытную партию. В соответствии с пост. ГКО № 5975с от 1.06.1944г. по пр. № К-320с от 3.06.1944г. заводу поручено изготовить в 4-м квартале щиты управления и контакторы ККП-905 для нового электромагнитного трала ТЭМ-52.

      В составе завода (1944г.): отделы: спецотдел, ОГТ (бюро: технологическое, вспомогательных цехов, КБ инструмента, КБ оборудования), чертежного хозяйства, ОГК (бюро: установочной аппаратуры, реле защиты, реле автоматики, аппаратуры автоматики, комплектных устройств), нормализации, начальника производства (начальник – помощник гл. инженера; бюро заготовительных цехов), ППО (бюро: экономического планирования, технической калькуляции, производственного планирования, договорное, статистики), организации труда (бюро: технического нормирования, тарифно-экономическое), НИР, технического снабжения, ОТК, ОГМ, кадров, ОКС, финансовый, технической информации, АХО, ЖКО; ЦЗЛ ( лаборатории: электротехническая, термическая, химическая, эталонная, радиопомех, механическая), бухгалтерия (сектора: сводного баланса, материального учета, учета производства, расчетов зарплаты), лесоучасток, типография, МПВО, охрана. В соответствии с пост. ГКО № 8616сс от 16.05.1945г. по пр. № К-288сс от 19.05.1945г. на завод вывезено оборудование электростанции в Берлине (р-н Сименсштадт). В соответствии с пост. ГКО № 8680сс от 22.05.1945г. по пр. № К-297сс от 23.05.1945г. на завод требовалось вывезти 600 ед. оборудования по производству сервомоторов и аппаратуры дистанционного управления с завода фирмы «Сименс аппарате верке» в г. Берлин (Мариенфельд), пост. ГКО № 9134сс от 22.06.1945г. по пр. № К-340сс от 22.06.1945г. вывоз отменен, оборудование перенаправлено в НКСП.

      С 03.1946г. завод № 654 – в ведении 1ГУ (затем ГЭМП) МЭП, по пр. № 002с от 9.01.1952г. передан в ведение Главэнергопрома МЭП. В 1948г. завод имел «военные» спеццеха (пр. МЭП № 154сс от 4.06.1948г.). В 01.1957г. завод – в ведении Главэнергопрома МЭТП. В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. завод передан из Волго-Вятского СНХ в ведение Главэлектроаппарата МЭТП (и на 1971г.). В 12.1986г. в качестве головного предприятия входил в состав ПО «ЧАЭЗ» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0408.178Имел наименование «п/я М-5739».180

      В соответствии с расп. правительства № 15786-рс от 31.10.1945г. (в развитие пост. ГКО № 8934сс от 6.06.1945г.) по пр. № К-522сс от 31.10.1945г. и № К-531 от 5.11.1945г. для разработки изделий электрооборудования для самолета Б-4 на заводе организовано КБ.

      В соответствии с пост. СМ № 2294-975сс от 16.10.1946г. по пр. № 104сс от 28.10.1946г. и № 124сс от 4.12.1946г. требовалось организовать при заводе специальное КБ для разработки морского электрооборудования. В соответствии с ПСМ № 2990-970сс от 22.08.1947г. по пр. № 192сс от 2.09.1947г. заводу поручено к 1.08.1948г. спроектировать электрооборудование для электромагнитного трала ТЭМ-2.

      По пр. № К-432 от 15.12.1949г. ликвидирован ОРС. В соответствии с ПСМ № 3459-1447сс от 13.08.1950г. по пр. № 327сс от 24.08.1950г. на заводе организован военно-морской отдел.

      Производство (1946-57г.): реле, контакторы, магнитные станции, специальная электроустановочная аппаратура. В 1946г. завод выпускал 8 типов реле устаревшей конструкции, по пр. № Т-143с от 30.04.1946г требовалось принять меры к обновлению номенклатуры производимых изделий. После войны разработано и освоено в производстве реле защиты и противоаварийная автоматика для ЛЭП 500 кВ «Куйбышев-Москва». В соответствии с ПСМ № 4731-2048сс от 25.11.1950г. по пр. № 471сс/оп от 2.12.1950г. заводу поручено изготовить в 1950-51г. изделия для ракеты Р-2: АЗС, реле времени ЭВ-181, -182. В плане производства на 1951г. (шт.): регуляторы напряжения РУН-131 – 75, РУН-121 – 160, РУН-111 – 300. К концу 1950-х г. завод становится основным производителем устройств релейной защиты в стране. Производство электроисполнительных агрегатов и электроизмерительных приборов (1960-е г.).

      В 1961г. на базе завода создан ЧЭТНИИ.

      В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ЗАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В 1990-е г. производство переориентировано, в основном, на низковольтные устройства для энергетики и нефтегазовой промышленности.

      Количество оборудования (1940г.)- 3026 ед., (02.1942г.)- 480 ед., (06.1942г.)- 498 ед.

      Площадь: застройки (1940г.)- 146200 м2; цехов (1940г.)- 47 тыс. м2.

      Численность персонала (1909г.)- 723 раб., (1913г.)- 2375 чел. (в т.ч. 2025 раб.), (1917г.)- 3981 чел. (в т.ч. 3412 раб.), (1920г.)- 803 чел. (в т.ч. 625 раб.), (1940г.)- 12638 чел. (в т.ч. 8266 раб.), (12.1941г.)- 210 чел., (01.1942г.)- 467 чел., (02.1942г.)- 1189 чел., (04.1942г.)- 1510 чел., (06.1942г.)- 1340 чел., (06.1943г.)- 2000 чел.; административно-управленческого (07.1944г.)- 384 чел.; (04.1946г.)- 2800 чел.

      Директор- Шибакин, (-12.1936-39г.)- И.И. Лисин, (1939-03.1940-; 09.1941г.)- И.Т. Скиданенко, (1940г.)- А.И. Бертинов, (-02.1942-01.1945г.-)- Я.С. Бенский, (-01.1946-12.1948г.)- Л.С. Бунин, (12.1948-11.1951г.-)- А.И. Якунин, (01.1957г.)- М.К. Ардаматский, (1971г.)- К.Я. Яковлев, (12.1986г.)- Н.Н. Соколов.

      Зам. директора (-03-10.1941г.-)- П.М. Интрилигатор, (06.1942г.)- Бунин, (-12.1949-02.1951г.-)- О.В. Троицкий; по режиму (12.1986г.)- С.П. Ранько. Помощник директора по найму и увольнению (02.1950г.)- Гаркавцев.

      Гл. инженер (1937г.)- Шевченко, (03.1940г.)- А.И. Бертинов; и.о. (03.1941г.)- Л.С. Табачник; (09.1941г.)- Бендиков, (-02-06.1942г.-)- Д.С. Черничкин, (-04.1946-10.1948г.-)- А.И. Якунин, (12.1948-01.1957г.-)- А.В. Буйволов, (1971г.)- Н.Е. Сухобрусов, (12.1986г.)- В.И. Гринштейн.

      Гл. конструктор (04.1946г.)- Эдельштейн. Гл. технолог (03.1940г.)- Добронравов, (04.1946г.)- Федченко.

      Начальники цехов: литейного (03.1940г.)- Паточкин; А6 (-1941г.)- Я.С. Бенский; М-2 (03.1941г.)- А.Н. Грицай; изоляционного (03.1941г.)- В.Ф. Климов; Шевченко.

      Начальник литейного производства (03.1941г.)- Ю.Г. Розенберг. Начальники отделов: металлургического (03.1940г.)- Паншин; технологического (03.1941г.)- М.А. Иванищев, (02.1942г.)- Недорезов; ППО- А.И. Полосухин, (04.1942г.)- Ганнопольский, планового (-02.1950-02.1951г.-)- Осадченко; ОТК (03.1940г.)- Перчик, (-02.1950-02.1951г.-)- Цфасман; труда и кадров (02.1942г.)- Борох; спецотдела (03.1940г.)- Шурин, (-11.1951-01.1957г.-)- Ф.Г. Бондарь; АХО (02.1942г.)- Грицюк; (08.1938г.)- Я.И. Шнее.

      Зам. начальника отдела: ППО (03.1941г.)- Шуб, (06.1942г.)- Солодухин.

      Начальник спецбюро ППО (03.1941г.)- Боровщук.

      Руководитель группы ОТК (03.1942г.)- А.С. Пониженко. Начальники бюро: изобретательства (03.1942г.)- С.М. Хейфец; комплектных устройств (02.1947г.)- М.М. Кулыгин.149

      Производство: электрические машины и приборы (1909);153 электрооборудование для командно-дальномерного поста КДП3-6 крейсера «Киров»; электродвигатели: УТ, постоянного тока ПН-20, -32 (1938); 139 19-сек. дистанционные трубки (1921), взрыватели для глубинных бомб ВГБ, К-3 (1940); ГТЗА ТВ-7 (1940-е); аппаратура для ПЛ: «Диацед», прибор для сжигания водорода КП-6 (-1946-50-); автоматы защиты «Катлер Хаммер» ЗАС-15-45, САЗ-15-45; ШР: типа Кенон ШР-3106-10р-2р, 60-К; переключатели: нажимные ПН-45, П2НПИ-45, перекидные ПН-45, ПП-45, ППИ-45, 2ППН-45, 2ПП-45, кнопочный ВН-45, 3-позиционный 3ППН-45; тумблеры В-45, 2В-45, 2В-ПН-45, 2ВН-45 (1946); регуляторы напряжения РУН-111, -121, -131 (1951); реле врмени ЭВ-181, -182 (1951).

КБ машиностроения ХЭМЗ

      Начальник (03.1941г.)- Н.А. Явлинский.

КБ МТ-2 ХЭМЗ

      Начальник (03.1941г.)- Я.С. Гурин.

СКБ завода № 654 по комплектным устройствам и аппаратуре для кораблей

      СКБ организовано в соответствии с пост. СМ № 2294-975сс от 16.10.1946г. по пр. № 104сс от 28.10.1946г., было в 1955г.

      В соответствии с ПСМ № 4814-2095сс от 4.12.1950г. по пр. № 222сс от 16.05.1951г. М.М. Кулыгин назначен 2-м замом научного руководителя темы «Унификация и нормализация узлов и деталей, широко применяемых в реактивном вооружении: реле, автомата защиты селекционных цепей и пакетных переключателей».

      Численность персонала (1955г.)- 61 чел.

      Начальник (7.02.1947-05.1951г.-)- М.М. Кулыгин.149

Завод АО «Всеобщая компания электричества»

      /г. Петроград Васильевский о-в Кожевенная линия, 37 (1915г.); ул. Мойка, 38 (1919г.)/

      Создан на базе оборудования Военно-морского отдела ВКЭ (в т.ч. прожекторные мастерские), эвакуированного в 1915г. из Риги. В том же году изготовлял оборонную продукцию. Затем прожекторные мастерские переведены в Москву, часть оборудования переведена в Харьков.

      Пост. ВСНХ от 18.01.1919г. завод национализирован.

      Был в 1919г.64

      Численность персонала (1915г.)- 50 раб.158

Харьковский турбинный, турбогенераторный завод им. Кирова (ХТГЗ) НКТП, НКЭСиЭП, НКЭП, НКТМ, МТМ, ПО, АО «Турбоатом»

      /Украина г. Харьков Чугуевское ш. (1935г.)/

      ХТГЗ начал строиться в 1929г. для производства паровых турбин для народного хозяйства, вступил в строй в 1933г. В 01.1935г. – в ведении Главэнергопрома НКТП.196В 01.1937г. завод влит в состав ХЭМЗ, объединенный завод получил название ХЭТЗ. В соответствии с пост. Экономсовета СНК № 196 от 7.03.1939г. вновь выделен из состава Харьковского электротурбинного механического завода в самостоятельный ХТГЗ в ведении Главкотлотурбопрома НКЭСиЭП. В 02-05.1941г. – в ведении Главкотлотурбопрома НКЭП, с 05.1941г. – в ведении НКТМ.

      Производство (1935г.): турбогенераторы с паровой частью. В 1935г. построена первая турбина. В соответствии с пост. СТО от 11.07.1933г. завод переориентирован на выпуск судовых энергетических установок.92 В конце 1930-х г. строились самые мощные в мире главные механизмы для линкоров пр. 23.

      В соответствии с пост. СТО № ОК-191с от 27.08.1936г. на заводе организована производственная база для постройки и сдачи на госиспытания авиационной паровой турбины конструкции проф. Цветкова. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка на заводе паровой турбины ПТ-6 конструкции ХАИ.133

      В 01.1936г. директор завода снят за невыполнение плана по сдаче турбин для кораблей ВМФ.

      Пр. № 27сс от 13.02.1941г. заводу утвержден план производства на 1941г. (шт.): турбоконденсаторные насосы для пр. 7 – 3. Пр. № 51с от 17.03.1941г. требовалось изготовить в 1941г. 5 гидропрессов мощностью по 12 тыс. т. В соответствии с постановлением СНК № 1749-756сс от 25.06.1941г. по пр. № 139сс от 27.06.1941г. на заводе требовалось организовать с 08.1941г. производство узлов и деталей танка Т-34 по 50 комплектов в месяц.

      По пр. НКЭП № 312с от 10.10.1941г. конструкторы-турбинисты переведены с завода на завод «Уралэлектроаппарат».

      В 1941г. после начала войны эвакуирован на площадку Уральского турбинного завода.

      В соответствии с пост. ГКО № 4821 от 21.12.1943г. начато восстановление Харьковского турбогенераторного завода им. Кирова; расп. ГКО № 4931 от 11.01.1944г. на восстановление направлено 1500 военнообязанных, не годных к строевой службе. В соответствии с пост. ГКО № 8736сс от 26.05.1945г. по пр. № К-302сс от 29.05.1945г. на завод вывезено 700 ед. оборудования, 28 кранов и другое вспомогательное оборудование с турбогенераторного завода фирмы АЕГ в г. Берлине (Шарлоттенбург).

      В соответствии с пост. ГКО № 5810 от 4.05.1944г. при заводе организовано КБ по проектированию главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) для кораблей ВМФ.

      В 1947-51г. ХТГЗ им. Кирова – в ведении Минтяжмаша. В 1961-64г. – Харьковский турбинный завод.

      С 1957г. на площадке завода располагался Отдел рабочих процессов тепловых машин АН УССР.

      Производство (1947г.) турбозубчатых агрегатов для крейсеров. В соответствии с ПСМ № 1564-561с от 21.04.1949г. требовалось изготовить в 1950г. 14 паровых турбин: 2 – АК-50 (мощностью 50 тыс. кВт), 8 – ТВ-7 (40 тыс. кВт), 4 – ВР-25.

      В соответствии с ПСМ № 800-252 от 29.09.1966г. Ю.Ф. Косяк назначен гл. конструктором турбоустановки для Ленинградской АЭС.

      В 1980г. завод переориентирован на строительство турбин для атомной отрасли и переименован в «Турбоатом».

      Производство паровых тихоходных турбин для АЭС (1998г.). Работы по модернизации установленного ранее оборудования (2010г.).

      Директор (-01.1936г.)- Шибакин (снят), (01.1936г.-)- Ицхакин, (-07.1940-06.1941г.-)- Бобырев, (1961-64г.)- К.Д. Петухов.

      Зам. директора (1936г.-)- Девьятков (репрессирован), (1936г.-)- Флаум.

      Технический директор (-1937г.)- Зак.139

      Зам. гл. инженера по генераторостроению (11.1951г.)- Л.Я. Станиславский.

      Гл. конструктор (01.1941г.)- Сатановский. Гл. механик (01.1941г.)- Петриков.

      Начальники цехов: Т-3 (01.1941г.)- Нотик; Т-6 (01.1941г.)- Корниенко; (-1938г.)- И.Т. Скиданенко.

      Зам. начальника цеха: (1930-е)- И.Т. Скиданенко.

      Начальники отделов: ОТК (01.1941г.)- Розин; кооперирования (01.1941г.)- Цинков; планового (01.1941г.)- Федотов; ПДО (01.1941г.)- Альтговзен; ОКС (01.1941г.)- Могутов; ФСО (01.1941г.)- Бродский.

      Производство: ГТЗА: для эсминцев пр. 7 (1930-е), для крейсеров пр. 26 «Ворошилов» (1936), пр. 26бис (1937) для линкоров пр. 23 (1938-40-).

КБ ХТГЗ

      /г. Харьков/

      В 1937-39г. спроектированы паросиловый установки для надводных кораблей ВМФ: эсминцев, лидеров, крейсеров.

      В 1950-е г. созданы силовые агрегаты для ТЭЦ-10 комбината № 820 МСМ.

      Начальник (1950-е)- Л.А. Шубенко-Шубин.

Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ) им. Сталина НКЭП, МЭП, Харьковский электромашиностроительный завод (ХЭМЗ) МЭП, МЭТП, Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ) им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции МЭТП, М-5424, ОАО «ХЭМЗ»

      /УССР г. Харьков, 37 пр. Сталина, 199 (1971г.); (310001) 310037 г. Харьков, 37 Московский пр., 199 (1986г.) «ХЭМЗ» (1957г.), «Статор» (1971-86г.)/

      /Украина 310037 г. Харьков Московский пр., 199/

      В соответствии с пост. ГКО № 4087 от 11.09.1943г. по пр. № К-546с от 13.09.1943г. начато восстановление ХЭМЗ им. Сталина НКЭП. В соответствии с пост. ГКО № 4721с от 4.12.1943г. по пр. № К-733с от 4.12.1943г. требовалось восстановить завод: 1-ю очередь (машинный корпус, волочильный цех, литейный корпус, корпус А-9, спецсклады) – к 1.06.1944г.; 2-ю очередь (корпуса: аппаратный, КЦ, сварочный, ЦЗЛ, главная контора, филиал ХЭМЗ по кабельному производству – завод № 332 в составе корпуса эмальпроводов и обмоточной меди и волочильного корпуса, филиал по производству малых моторов в составе аппаратного корпуса) – к 1.12.1944г. 5.03.1944г. вышло еще одно пост. ГКО № 5317 о мерах неотложной помощи по восстановлению завода.

      По пр. № К-546с от 13.09.1943г. заводу требовалось обеспечить в первую очередь ремонт электрооборудования для энергетики, металлургии и угольной промышленности Донбасса; для этого заводу передано 500 ед. оборудования, мобилизовано 2000 рабочих; за заводом закреплены все ранее принадлежавшие ему здания и помещения, организован ОРС. По пр. № К-567с от 24.09.1943г. на завод переведено 18 специалистов с других заводов НКЭП. В соответствии с пост. ГКО № 6689с от 10.10.1944г. по пр. № К-535с от 12.10.1944г. требовалось организовать на ХЭМЗ производство электробуров в соответствии с проектным заданием 1940г., обеспечив выпуск в 4-м квартале 1945г. 4-х опытных образцов; для этого необходимо было построить на заводе цех электробуров. В соответствии с пост. ГКО № 8717с от 23.05.1945г. по пр. № К-299с от 25.05.1945г. требовалось организовать во 2-м полугодии сборку электробуров и изготовить 20 шт.

      По пр. № К-104с от 22.02.1945г. на завод направлено 1000 чел. мобилизованных немцев, в соответствии с пост. ГКО № 8572сс от 15.05.1945г. по пр. № К-296сс от 22.05.1945г. – 2000 военнопленных, в соответствии с пост. ГКО № 8921сс от 4.06.1945г. по пр. К-319сс от 8.06.1945г. – еще 2000 чел.

      В составе завода (1944г.): отделы: спецотдел, ОГК (бюро: конструирования: взрывобезопасных моторов, асинхронных машин, синхронных машин, машин постоянного тока и оборудования, взрывобезопасной аппаратуры, командо-аппаратуры и барабанных контроллеров, и расчетов реостатов, регуляторов возбуждения и сопротивления, и комплектации электробуров (11.1944г.); технической документации, технической информации и БРИЗ, чертежного хозяйства), ОГТ (бюро: оборудования, машиностроения, аппаратостроения, заготовительных и вспомогательных цехов, инструментального хозяйства), начальника производства, ППО (бюро: техпромфинплана, производственного планирования выпускающих цехов, технической калькуляции, производственного планирования вспомогательных и заготовительных цехов, заказов и сбыта), организации труда, ОГМ (бюро: подготовки производства, планово-предупредительного ремонта, КБ), ОГЭ (диспетчерское бюро), ОТК, технического снабжения, найма и увольнения, АХО, ЖКО; лаборатории: машин, аппаратуры; бухгалтерия (сектора: материального учета, расчетов заработной платы, учета производства, балансово-сводный, финансовая часть, карточное бюро), бюро ТБ, МПВО, охрана. В соответствии с пост. ГКО № 7884сс от 21.03.1945г. по пр. № 149сс от 22.03.1945г. а завод вывезено оборудование с немецкого электромашиностроительного завода фирмы Карл Кайзер в г. Циленциг. В соответствии с пост. ГКО № 8077сс от 12.04.1945г. по пр. № К-189сс от 14.04.1945г. с электротехнического завода фирмы «Сименс» в Будапеште и склада в г. Будафок на завод вывезено оборудование по производству электромоторов и электроаппаратуры; в соответствии с пост. ГКО № 8304сс от 26.04.1945г. по пр. К-249сс от 27.04.1945г. – оборудование с завода «Сименс-Шуккерт» и его филиалов в г. Вена; в соответствии с пост. ГКО № 8616сс от 16.05.1945г. по пр. № К-288сс от 19.05.1945г. – оборудование и аппаратура лаборатории «Сименс Шуккерт» в Берлине (Сименсштадт); в соответствии с пост. ГКО № 8680сс от 22.05.1945г. по пр. № К-297сс от 23.05.1945г. – оборудование по производству генераторов, моторов и пусковой аппаратуры с завода АЕГ в г. Берлин (1647 ед.); в соответствии с пост. ГКО № 9601сс от 28.07.1945г. по пр. № К-409сс от 31.07.1945г. – оборудование по производству реле, контакторов и разъединителей с завода фирмы «Сименс-Шуккерт» и двух его филиалов в районе г. Лобау (402 ед.). По пр. № К-486с от 24.09.1945г. из 4160 ед. трофейного оборудования, направленного на ХЭМЗ, заводу оставлено 2200 ед., остальное передано ХЭЛЗ (890 ед.), НЭВЗ (1020 ед.) и заводу № 659 (50 ед.). Пр. № К-305с от 26.05.1945г. было утверждено проектное задание на восстановление и реконструкцию завода, выполненное Гипроэнергопромом.

      В соответствии с расп. правительства № 6433-рс от 19.04.1945г. по пр. № К-217с от 23.04.1945г. кабельное производство (филиал ХЭМЗ) выделено в самостоятельный кабельный завод № 804. В соответствии с расп. правительства № 12096-рс от 13.08.1945г. по пр. № К-448с от 18.08.1945г. другой филиал ХЭМЗ по производству электромоторов выделен в самостоятельный ХЭЛЗ.

      По пр. № А-382с от 18.07.1945г. требовалось организовать на заводе группу по проектированию комплектного электропривода переменного тока и машин спецназначения для ВМФ, а по пр. № 004с от 6.07.1946г. – ПКБ по электрооборудованию кораблей. В соответствии с пост. СМ № 2294-975сс от 16.10.1946г. по пр. № 104сс от 28.10.1946г. и № 124сс от 4.12.1946г. требовалось организовать при заводе специальное КБ для разработки морского электрооборудования.

      С 03.1946г. ХЭМЗ – в ведении 1ГУ (затем ГЭМП), по пр. № 002с от 9.01.1952г. передан в ведение Главэнергопрома МЭП, по 1957г. – в ведении Главэнергопрома МЭТП. В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. завод передан из Харьковского СНХ в ведение Главэлектроаппарата МЭТП (и на 1971г.). В 1971-86г. – ХЭМЗ им. 50-летия ВОСР. В 1976г. на базе завода создано НПО «ЭМЗ». В 12.1986г. в качестве головного предприятия входил в состав ПО «ХЭМЗ» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0432.178 Имел наименование «п/я М-5424».180

      По пр. № К-51с от 11.02.1946г. утвержден техпроект восстановления и реконструкции ХЭМЗ, разработанный Гипроэнергопромом. После его реализации завод должен был иметь: площадь: застройки – 196500 м2; цехов – 59570 м2; количество оборудования – 4200 ед.; численность персонала – 13400 чел., в т.ч. 9045 раб. Кроме восстановления ЦЗЛ, планировалось создание лабораторий: комплексной электросиловой автоматики, машинной и аппаратной. В соответствии с ПСМ № 2294-975сс от 16.10.1946г. по пр. № 104сс от 28.10.1946г. требовалось в 4-м квартале 1947г. построить и сдать лабораторный корпус площадью 12 тыс. м2. В соответствии с ПСМ № 1836-480с от 31.05.1947г. по пр. № 109с от 6.06.1947г. требовалось ввести в строй в сентябре 1947г. объекты завода: корпуса: машинный, электробуров (6200 м2), аппаратный (1-я и 2-я очереди, 18470 м2), литейный (2-я очередь, 6000 м2); цех М-6 и главный магазин (5000 м2). По пр. № К-432 от 15.12.1949г. ликвидирован ОРС. В соответствии с ПСМ № 3459-1447сс от 13.08.1950г. по пр. № 327сс от 24.08.1950г. на заводе организован военно-морской отдел, в 1955г. – это СКБ-1. В соответствии с ПСМ № 3250-1544с от 1.09.1951г. по пр. № 379с от 7.09.1951г. на заводе организовано СКБ по проектированию и разработке электрооборудования для ЛЭП Куйбышевская ГЭС-Москва, в 1955г. – это СКБ-2. В 01.1966г. при заводе действовало ОКБ.

      Производство (1946-57г.): крупные, индивидуальные машины, взрывобезопасное электрооборудование, нормальные моторы до 100 квт, машины постоянного тока.

      В соответствии с ПСМ № 4906-1877с от 23.10.1949г. по пр. № 344с от 31.10.1949г. заводу поручено в 3-месячный срок разработать совместную работу двух гл. генераторов МПТ-84/39 на гребной электродвигатель 2МП-1750-128 для строящихся паромов пр. 723бис; изготовить и поставить в 1950г. заводу № 402 16 генераторов и 4 электродвигателя. По расп. СМ № 4180 от 6.04.1949г. заводу порученоразработать «Пендель-Динамо» для измерения крутящих моментов электромеханизмов (тема № 21); в соответствии с ПСМ № 1785-696сс от 28.04.1950г. по пр. № 152сс от 6.05.1950г. требовалось к 1951г. изготовить 2 комплекта. В соответствии с ПСМ № 4676-2016сс от 18.11.1950г. по пр. № 459сс от 21.11.1950г. заводу (вместе с заводом «Электросила» и трестом «Электропривод») поручено разработать к концу года техпроекты электрооборудования плавбазы пр. 310. После войны разработан главный турбозубчатый агрегат ТВ-7 для крейсеров пр. 68бис. К 1953г. были разработаны и начато изготовление ГТЗА ТВ-4 для тяжелых крейсеров пр. 82, в 1955г. работы прекращены.

      В 1990-е г. преобразован в ОАО «ХЭМЗ».

      Численность персонала: административно-управленческого (07.1944г.)- 467 чел.; (04.1946г.)- 4200 раб., (11.1951г.)- 10250 чел.

      Директор (-12.1943-02.1949г.-)- Н.Н. Шевченко; и.о. (-12.1949-01.1950г.-)- Борисенко; (-02-11.1951-; 1960-е)- И.В. Верба, (-01.1957-01.1966г.-)- А.И. Якунин, (1971г.)- М.И. Жучков, (12.1986г.)- А.С. Шухов, (1990-е г.)- В.В. Григорьев, (2003г.)- А.В. Карпенко.

      Зам. директора: (02.1949г.)- Малинов, (12.1949г.)- Ануфриев; по рабочему снабжению (02.1949г.)- Трофимов. Помощник директора по найму и увольнению (02.1949г.)- Шульга.

      Гл. инженер (-12.1947-11.1951г.-)- Н.И. Борисенко, (01.1957г.)- С.А. Фоменко, (1971г.)- Ю.Г. Борзяк, (12.1986г.)- Н.Г. Гречин.

      Зам. гл. инженера (04.1945г.)- Л.Я. Бендиков, (07.1950г.)- Каганов.

      Гл. конструктор (1960-е г.)- М.Н. Курочкин.138

      Зам. гл. технолога (04.1945г.)- С.К. Дьяконенко.

      Начальник УКС (-04.1945-01.1946г.-)- А.А. Голубенко.

      Зам. гл. инженера (01.1946г.)- Я.С. Шапиро.

      Начальники цехов: (03.1945г.)- Ф.Т. Капустин.

      Зам. начальника цеха: (04.1945г.)- М.М. Лондер.

      Начальник производства (07.1950г.)- Горбик. Начальники отделов: планового (02.1949г.)- Вайндрух; ОТК (02.1949г.)- Борушко; спецотдела (-11.1951-01.1957г.-)- В.И. Чуфаров.

      Начальники бюро: электропривода (02.1947г.)- Б.Д. Макаренко.

      Производство: электромотор для компрессора ПЛ МП-592 (1946).149

Бюро по конструированию и комплектации электробуров при ХЭМЗ, ЦКТБ по электробурению (ЦКТБЭ) МЭТП, Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по электробурению (СКТБЭ) с опытным заводом МЭТП, Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному оборудованию для бурения скважин и добычи нефти (СКТБПЭ) с опытным заводом МЭТП, Р-6481

      /(310091 г. Харьков, 91) 310037 г. Харьков, 37 Московский пр., 138А «Вулкан»/

      Бюро действовало при заводе в 11.1944г.

      В составе бюро (11.1944г.): группы: конструкторско-расчетная, механических расчетов, специальных глубоководных машин, эксплуатационных испытаний, комплектации.

      В соответствии с ПСМ № 1083 от 17.12.1965г. по пр. № 4 от 5.01.1966г. ЦКТБЭ с филиалом в Рыбинске передано в ведение Главэлектроагрегата МЭТП, в 1967г. – в ведении Главэлектроаппарата. В 1967г. имело отраслевой код – 0475.178 В 1978г. СКТБ вошло в состав НПО «Потенциал» (и на 1988г.). В 12.1986-05.1988г. – СКТБПЭ. Имело наименование «п/я Р-6481».180

      В 01.1966г. был филиал в Рыбинске (в 1971г. – отделение). СКТБЭ имело опытный завод (1971-86г.) и отделение в г. Кутаиси (1986-88г.);137 отделы и лаборатории в Москве (1971г.).

      В соответствии с ПСМ № 5353-2325с от 27.12.1951г. по пр. № 547с от 29.12.1951г. КБ вместе с ВИГМ и КБ Сумского завода им. Фрунзе ММиП поручено закончить разработку техпроекта и поставить в 1952г. 10 глубинных погружных насосов для Североуральских бокситовых рудников.

      Численность персонала (11.1944г.)- 45 чел.

      Начальник (04.1945г.)- А.А. Богданов.149 Директор (-01.1966-05.1971г.-)- В.Н. Найденов, (12.1986г.)- А.М. Гребень.

      Гл. инженер (05.1971г.)- И.Ф. Третьяк, (12.1986г.)- В.Д. Резников.

Филиал ЦКТБЭ МЭТП, Отделение СКТБЭ МЭТП

      /г. Рыбинск Ярославской обл. Переборы «Электробур»/

      В 1967г. филиал – в ведении Главэлектроаппарата МЭТП (и на 1971г.). В 1971г. – отделение. В 1967г. имел отраслевой код – 0452.178

      Начальник (05.1971г.)- А.З. Филькельштейн.

Отделение СКТБЭ МЭТП

      /г. Москва, К-12 Старопанский пер., 4 «Электробур»/

      Начальник (05.1971г.)- А.П. Островский.

      Гл. инженер (05.1971г.)- И.Д. Бобко.

Отделение СКТБПЭ МЭТП

      /Грузинская ССР (384000) 384006 г. Кутаиси, 6 ул. Шевченко, 14 «Космос»/

      В 12.1986г. Отделение вместе с СКТБ входило в состав ВНПО «Потенциал» МЭТП.

      Директор (12.1986г.)- С.С. Мургулия.180

Опытный завод СКТБПЭ МЭТП, Г-4648

      /УССР (310115 г. Харьков, 115) 310106 г. Харьков, ГСП-2 ул. Индустриальная, 17 «Булат»/

      В 12.1986г. Опытный завод вместе с СКТБ входил в состав ВНПО «Потенциал» МЭТП. Имел наименование «п/я Г-4648».180

      Директор (12.1986г.)- В.П. Ткаченко.

      Гл. инженер (12.1986г.)- В.И. Свидерский.

СКБ по электроприводу для кораблей при ХЭМЗ, СКБ-1 при ХЭМЗ

      /г. Харьков/

      В соответствии с ПСМ № 3459-1447сс от 13.08.1950г. по пр. № 327сс от 24.08.1950г. на заводе организован военно-морской отдел. Далее, вероятно, это СКБ по электроприводу для кораблей, в 1955г. – СКБ-1.

      ПСМ № 2582-1015г. от 18.06.1949г. и пр. № 220сс от 30.06.1949г. был отмечен неудовлетворительный ход НИОКР по военному судостроению: не выполнена работа по разработке и изготовлению серии морских асинхронных двигателей МАФ для сторожевика пр. 42.

      Численность персонала (1955г.)- 155 чел.

      Гл. конструктор (06.1949г.)- Б.Д. Макаренко.

      Начальник (7.02.1947г.-)- Б.Д. Макаренко.149

СКБ-2 при ХЭМЗ

      /г. Харьков/

      В соответствии с ПСМ № 3250-1544с от 1.09.1951г. по пр. № 379с от 7.09.1951г. на заводе организовано СКБ по проектированию и разработке электрооборудования для ЛЭП Куйбышевская ГЭС-Москва, в 1955г. – это СКБ-2.

      Численность персонала (1955г.)- 165 чел.149

Особое КБ (ОКБ) при ХЭМЗ МЭТП, ОКБ ПО «ХЭМЗ» МЭТП, Г-4121

      /(310105 г. Харьков, 105) 310037 г. Харьков, 37 Московский пр., 138А«Статор» (1971г.), «Атом» (1986г.)/

      В соответствии с ПСМ № 1083 от 17.12.1965г. по пр. № 4 от 5.01.1966г. ОКБ передано из Харьковского СНХ в ведение Главэлектроагрегата МЭТП, в 1967-71г. – в ведении Главэлектроаппарата. В 12.1986г. входило в состав ПО «ХЭМЗ» МЭТП. В 1967г. имело отраслевой код – 0474.178 Имело наименование «п/я Г-4121».180

      Начальник (05.1971г.)- А.Н. Тюрин, (12.1986г.)- А.А. Пономаренко.

      Гл. инженер (05.1971г.)- Б.М. Донец, (12.1986г.)- В.Н. Будко.

Научно-исследовательский электротехнический институт (НИИ ХЭМЗ) МЭТП, НИИ ПО «ХЭМЗ» МЭТП, Г-4485

      /(310087 г. Харьков, 87) 310037 г. Харьков, 37 Московский пр., 199 «Триод»/

      В 05.1971г. институт завода – в ведении Главэлектроаппарата МЭТП. В 12.1986г. входил в состав ПО «ХЭМЗ» МЭТП. Имел наименование «п/я Г-4485».180

      Директор (05.1971г.)- М.И. Жучков, (12.1986г.)- Г.Г. Жемеров.

      Гл. инженер (05.1971г.)- А.П. Горожанкин, И.К. Чесов.

НПО «Электромеханический завод», ПО «ХЭМЗ» МЭТП, А-7716

      /(310001) 310037 г. Харьков, 37 Московский пр., 199 «Статор»/

      НПО «ЭМЗ» создано в 1976г. набазе ХЭМЗ. В 12.1986г. ПО – в непосредственном подчинении МЭТП (в составе группы предприятий «Электротехкомплекс-1»). В его составе: ХЭМЗ (головной), Глуховский завод «Электропанель», НИИ, ОКБ. ПО имело наименование «п/я А-7716».180

      Гендиректор (12.1986г.)- А.С. Шухов.

      Зам. гендиректора по режиму (12.1986г.)- В.Т. Колесник.

      Гл. инженер (12.1986г.)- Н.Г. Гречин.

Глуховский электроаппаратный завод «Электропанель» МЭТП

      /УССР г. Глухов Сумской обл. ул. Индустриальная, 39 (1971г.); 245130 г. Глухов ул. Индустриальная, 7 (1986г.) «Электропанель» (1971-86г.)/

      В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. завод передан из Харьковского СНХ в ведение Главэлектроаппарата МЭТП (и на 1971г.). В 12.1986г. входил в состав ПО «ХЭМЗ» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0431.178

      Директор (1971г.)- П.И. Пилипенко, (12.1986г.)- А.Ф. Бакулин.

      Гл. инженер (1971г.)- Г.Г. Сальцберг, (12.1986г.)- В.И. Демченко.180

Харьковский электротехнический завод (ХЭЛЗ) НКЭСЭП, НКЭП, МЭП, МЭТП, А-7233

      /УССР (310144 г. Харьков, 144) 310005 г. Харьков, 5 ул. Искринская, 37 «ХЭЛЗ» (1957г.), «Сила» (1971-86г.)/

      С 1940г. ХЭЛЗ – в ведении НКЭП, в 02-08.1941г. – в ведении его Главэлектроаппарата. Затем часть завода эвакуирована в Сталинград на площадку СТЗ, где создан завод «Электросчетчик». В 10.1941г. ХЭЛЗ прекратил работу в Харькове, а в 05.1942г. исключен из списков предприятий ГЭАМП НКЭП (пр. № МК-157с от 7.05.1942г.).

      До войны изготовлял электросчетчики переменного тока. Пр. № 57сс от 26.03.1941г. требовалось организовать в экспериментальном цехе в 3-м квартале опытную сборку стартеров СТ-700 в количестве 50 шт. В 1941г. заводу задан выпуск 60 тыс. корпусов 45-мм снарядов.

      После освобождения Харькова завод восстановлен, в 09.1944г. – в ведении 1ГУ НКЭП, являлся филиалом ХЭМЗ. В соответствии с расп. правительства № 12096-рс от 13.08.1945г. по пр. № К-448с от 18.08.1945г. филиал преобразован в самостоятельный ХЭЛЗ в ведении 1ГУ.

      В составе завода (1944г.): отделы: ОТК, технический (начальник – гл. конструктор, зам. начальника – гл. технолог), ОГК (с 10.1945г.), ОГТ (с 10.1945г.), ППО, ОГМ (с 10.1945г.), технического снабжения, кадров, организации труда и зарплаты (с 10.1945г.), спецотдел (с 10.1945г.), АХО; электротехническая лаборатория, центральная лаборатория (с 10.1945г.), бухгалтерия, охрана. По пр. № К-486с от 24.09.1945г. заводу передано 890 ед. трофейного оборудования, вывезенного на ХЭМЗ.

      Производство (1945г.): электромоторы и комплектующая электроаппаратура; (1946г.): малые моторы до 10 квт и пускатели.

      С 03.1946г. ХЭЛЗ – в ведении 1ГУ (затем ГЭМП) МЭП (и на 1952г.), по 1957г. – в ведении Главэлектромашпрома МЭТП. В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. передан из Харьковского СНХ в ведение Главэлектромаша МЭТП (и на 1971г.). В 12.1986г. в качестве головного предприятия входил в состав ПО «Укрэлектромаш» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0228.178Имел наименование «п/я А-7233».180

      В 1971г. действовало СКБ завода, в 1986г. – объединения.

      В соответствии с ПСМ № 1836-480с от 31.05.1947г. по пр. № 109с от 6.06.1947г. требовалось ввести в строй в 1947г. объекты завода: аппаратный корпус (5300 м2) – октябрь, моторный цех (3360 м2) – август. В соответствии с ПСМ № 1442-539с от 6.04.1950г. по пр. № 113с от 13.04.1950г. требовалось провести в 1951-53г. реконструкцию завода (достроить корпус площадью 7200 м2, расширить литейный цех до 2400 м2); Гипроэнергопрому к 15.05.1950г. разработать проектное задание, к 1 сентября – техпроект реконструкции; довести выпуск электромоторов мощностью до 100 кВт в 1951г. до 170 тыс. шт., в 1952г. – до 185 тыс. шт. и в 1953г. – до 200 тыс. шт. в год.

      Производство (1957г.): электродвигатели до 100 кВт, пускатели для тельферов и ручные кнопочные.

      Численность персонала (04.1946г.)- 500 чел., (11.1951г.)- 1765 чел.

      Директор (04.1940г.)- Сивков, (-03-09.1941г.-)- Фоменко, (-03.1945-04.1946г.)- С.М. Романенко, (04.1946г.-)- И.М. Федотов, (-06.1947-01.1950г.-)- Смирнов, (-02.1951-01.1957г.-)- А.И. Гладких, (1971г.)- В.В. Сафонов, (12.1986г.)- Н.П. Белоус.

      Зам. директора (-02.1949-02.1951г.-)- Голобродский.

      Гл. инженер (09.1941г.)- Лухин, (12.1947г.)- Швальбе, (-02.1949-11.1951г.-)- Е.Ф. Добронравов, (01.1957г.)- П.К. Корхов, (1971г.)- Л.П. Колосов, (12.1986г.)- Я.С. Марчук.

      Гл. конструктор (-03.1945-12.1948г.-)- М.А. Сегель.

      Начальники отделов: планового (-02.1949-02.1951г.-)- Хазанович; ОТК (-02-10.1949г.-)- Шкилько; спецотдела (-11.1951-01.1957г.-)- Г.Я. Рохлин.149

      Работали: (03.1945г.)- И.П. Бурзин (м), (03.1945г.)- К.З. Демиденко.

Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электродвигателей (СКБ) ХЭЛЗ МЭТП, М-5740

      /(310068 г. Харьков, 68) 310005 г. Харьков, 5 ул. Искринская, 37 «Азурит»/

      В 05.1971г. СКБ ХЭЛЗ – в ведении Главэлектромаша МЭТП. В 12.1986г. СКБ с ОП – в составе ПО «Укрэлектромаш» МЭТП. Имело наименование «п/я М-5740».180

      Директор (05.1971г.)- В.В. Сафонов, (12.1986г.)- Е.И. Малыхин.

      Гл. инженер (05.1971г.)- Ю.В. Бакумов, (12.1986г.)- Ю.Г. Борзяк.

ПО «Укрэлектромаш» МЭТП, В-8084

      /(310144 г. Харьков, 144) 310005 г. Харьков, 5 ул. Искринская, 37 «Сила»/

      /Украина 310144 г. Харьков ул. Искринская, 37/

      В 12.1986г. ПО «Укрэлектромаш» – в ведении Главэлектромаша МЭТП. Имело наименование «п/я В-8084».180

      Производство трехфазных асинхронных электродвигателей (1998-2004г.).

      Гендиректор (12.1986г.)- Н.П. Белоус.

      Гл. инженер (12.1986г.)- Я.С. Марчук.

Днепропетровский электромеханический завод (ДЭМЗ) МЭТП

      /УССР г. Днепропетровск ул. Комсомольская, 36 (1971г.); 320113 г. Днепропетровск, 113 ул. Автопарковая, 1 «Ротор»/

      В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. передан из Приднепровского СНХ в ведение Главэлектромаша МЭТП (и на 1971г.). В 12.1986г. входил в состав ПО «Укрэлектромаш» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0227.178

      Производство трехфазных асинхронных электродвигателей (2004г.).

      Директор (1971г.)- Е.Л. Мартыненко, (12.1986г.)- И.С. Пархоменко.

      Гл. инженер (1971г.)- А.С. Слуцкий, (12.1986г.)- В.И. Бабай.180

Чебоксарский завод электроизмерительных приборов МЭП

      /Чувашская АССР г. Чебоксары п/я 24/

      В соответствии с расп. правительства № 14162-рс от 29.09.1948г. по пр. № 316с от 30.10.1948г. требовалось к 20.11.1948г. выбрать земельный участок в Чебоксарах под строительство завода электроизмерительных приборов годовой мощностью 100 млн. руб. В соответствии с ПСМ № 3926-1791с от 11.10.1951г. по пр. № 445с от 20.10.1951г. было решено в 1953г. приступить к строительству завода электроизмерительных приборов в Чебоксарах по проектному заданию, разработанному в соответствии с расп. СМ № 14162.

      Директор (01.1957г.)- Г.Н. Сорокин.149

Завод магнитных пускателей МЭТП

      /г. Чебоксары/

      В 05.1971г. завод (в стадии организации) – в ведении Главэлектроаппарата МЭТП.178

Чебоксарский электротехнический НИИ (ЧЭТНИИ), Чувашский научно-исследовательский электротехнический институт (ЧЭТНИИ) МЭТП, Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения (ВНИИР) МЭТП, А-7374, ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством»

      /Чувашская АССР г. Чебоксары, 20 Канашское ш., 5; (428000) 428024 г. Чебоксары, 24 пр. Ивана Яковлева, 4 «Прибой» (1971г.), «Озон» (1986г.)/

      ЧЭТНИИ создан в 1961г. на базе ЧЭАЗ. В соответствии с ПСМ № 1083 от 17.12.1965г. по пр. № 4 от 5.01.1966г. Чувашский научно-исследовательский электротехнический институт (ЧЭТНИИ) передан в ведение Главэлектроагрегата МЭТП, в 1967г. – в ведении Главэлектроаппарата (и на 12.1986г.). В 1967г. имел отраслевой код – 0473.178 В 05.1971г. – ВНИИР, являлся НТЦ по релестроению, аппаратуре защиты и управления. Имел наименование «п/я А-7374».180

      В 1971г. действовал опытный завод, отделение в Ташкенте.

      До 1991г. ВНИИР определял основные направления развития ЧЭАЗ.

      В 2004г. – ОАО ВНИИР.

      Директор (01.1966г.)- Н.И. Осадченко; и.о. (05.1971г.)- А.Д. Поздеев; (12.1986г.)- Г.С. Коротков.

      Гл. инженер (12.1986г.)- А.Ф. Работаев.

Отделение ВНИИР МЭТП

      /г. Ташкент, 105 ул. Манжара, 135 «Электропривод»/

      В 05.1971г. отделение – в ведении Главэлектроаппарата МЭТП.178

      Директор (05.1971г.)- В.Ф. Фетисов.

      Гл. инженер (05.1971г.)- А.И. Барышев.

ПО «ЧАЭЗ» МЭТП, Ж-1095

      /Чувашская АССР 428000 г. Чебоксары ул. Карла Маркса, 52 «Олимп»/

      В 12.1986г. ПО «ЧАЭЗ» – в непосредственном подчинении МЭТП (в составе группы предприятий «Электротехкомплекс-1»). В его составе: ЧАЭЗ (головной), Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры. ПО имело наименование «п/я Ж-1095».180

      Гендиректор (12.1986г.)- Н.Н. Соколов.

      Зам. гендиректора по режиму (12.1986г.)- С.П. Ранько.

Ишлейский машиностроительный завод МЭТП, Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры МЭТП, Р-6787

      /Чувашская АССР 429520 г. Ишлей Чебоксарского р-на ул. Советская, 50 «Ячейка» (1971г.), «Вольт» (1986г.)/

      В соответствии с ПСМ № 920 от 12.11.1965г. по пр. МЭТП № 12 от 18.11.1965г. завод передан из Волго-Вятского СНХ в ведение Главэлектротрансмаша МЭТП, по пр. № 37 от 16.12.1965г. передан в ведение Главтрансформатора МЭТП (и на 1971г.). В 05.1971-86г. – Ишлейский завод ВВА. В 12.1986г. входил в состав ПО «ЧАЭЗ» МЭТП. В 1967г. имел отраслевой код – 0317.178 Имел наименование «п/я Р-6787».180

      Директор (05.1971г.)- В.С. Никитин, (12.1986г.)- П.И. Караев.

      Гл. инженер (05.1971г.)- В.С. Исаев, (12.1986г.)- Н.А. Блинов.

      

< 1 54 55 56 103 >