Предприятия № 151-200

      

Николаевский государственный завод № 198 им. товарища А. Марти НКОП, НКСП, АО судостроительного, механического и литейного заводов в г. Николаеве («Наваль»), Завод «Анонимного общества николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ), Трест «Наваль-Руссуд», Завод «Наваль» им. А. Марти ВСНХ, Объединенные Николаевские государственные судостроительные заводы им. А. Марти («Никгосзаводы», НГЗ), Судостроительный завод им. А. Марти и Бадино ВСНХ, Николаевский государственный завод им. А. Марти НКТП

      /г. Николаев Переулок А (1909г.); УССР г. Николаев Одесской обл. Каботажный спуск (1935г.) п/я 5 «Завод Марти» (1935г.), «Знамя» (1938г.)/

      Завод «Наваль» (Naval – морской) основан в 1895г. (построен в 1897г.; официальная дата основания – 1898г.) бельгийским Обществом судостроительного, механического и литейного заводов (ОСМиЛЗ). Имел два стапеля в крытом эллинге на левом берегу р. Южный Буг, рядом располагались открытые стапеля. В 1911г. рядом с эллингом построен большой открытый стапель. В этом же году (не позднее июля) завод куплен вновь учрежденным российскими и французскими банками «Обществом николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ), в обиходе завод часто называли «Французским». В ~1910г. в состав завода влит соседний Черноморский механический и артиллерийский завод. В 1913г. французское ОНЗиВ было преобразовано в русское общество с тем же названием. АО имело также предприятие по устройству верфей и заводов для изготовления судов в Петрограде. 30.04.1913г. ОНЗиВ и «Руссуд» образовали совместный Центральный комитет по проектированию и постройке легких крейсеров. В 1915г. завод объединен с заводом «Руссуд» в трест «Наваль-Руссуд».

      Завод являлся крупным многопрофильным предприятием, имел в своем составе самостоятельные подразделения: судостроительную верфь; мостостроительный и котельный завод; кузницу для больших и малых поковок; чугунно- и меднолитейный завод; сталелитейный завод; машиностроительный завод; вагоностроительный завод. Выпускал (1909г.): корабельные котлы и механизмы, турбины и паровые машины, артиллерийские снаряды, мосты, землесосы, вагоны, газовые и керосиновые двигатели, подъемные машины, стрелки, переводы и крестовины для ж/д; выполнял ремонт машин. При заводе действовала техническая судостроительная контора. Разработан проект мионосца. В 1911г. в башенном отделе завода проектировалась башенная установка для линкора, но конкурс выиграл Путиловский завод. В связи с подготовкой к строительству линкора в 1909-14г. завод был реконструирован: построены новый стапель, механическая мастерская, кузница, обрубочная при чугунолитейной мастерской, гидравлическая станция при судостроительном отделе. Были модернизированы судостроительная, башенная, котельная и турбинная мастерские, организовано артиллерийское техническое бюро. В 1913г. завод участвовал в конкурсе на проект легкого крйсера, в 1914г. победил в конкурсе на проект эсминца для Черного моря. В 1915-16г. спроектирована плавбаза ПЛ «Эльбрус» (построена на «Руссуде»). В 1914г. завод получил также заказ на изготовление шрапнелей и гранат, выпуск начат в 01.1915г. (9,2 тыс. шт. шрапнелей). В 1917г. была также бронзолитейная мастерская.

      В 1918г. завод «Наваль» им. А. Марти был национализирован. В 03.1918г. Николаев был захвачен немцами, завод передан фирме «Блом унд Фосс». В 03.1919г. город освобожден, в 08.1919г. вновь занят деникинскими войсками. Завод возобновил работу после освобождения Николаева от белогвардейцев 31.01.1920г. Начат ремонт паровозов и вагонов, изготовление хозяйственных инструментов. В 04.1920г. создано объединенное правление заводов «Наваль» им. А. Марти и «Тремсуд», которые в том же году получили название Объединенные Николаевские государственные судостроительные заводы им. А. Марти. В 01.1921г. завод «Наваль» – в ведении Главмортеха (НКпоМД?). В 05.1921-03.1922г. заводы – в ведении ЦПТИ, в 05.1922г. – Главметукра ГУМП ВСНХ.64 По решению ВСНХ от 08.1922г. завод вошел в состав ЮМТ (и на 07.1927г.) и получил название Завод им. А. Марти. Судостроительный завод им. Марти и Бадино входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 1926г. – в ведении ЮМТ ГУМП. Кроме того, в 05.1921г. контролировался СВП, в 07.1926г. – инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 В 12.1928г. завод передан из ЮМТ в состав Южного судостроительного треста (ЮСТ), а с 1930г. – в ведении Союзверфи ВСНХ. В 1933г. передан из Союзверфи в подчинение Главморпрому (ГУСП) НКТП (и на 01.1935г.). По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Николаевский государственный завод им. А. Марти переименован в завод № 198 им. А. Марти. В 03.1937г. Николаевский государственный завод № 198 – в ведении 2ГУ НКОП, пр. № 136 от 11.04.1937г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. завод № 198 2ГУ НКОП передан в ведение 2ГУ НКСП.

      Декретом ВСНХ от 28.06.1918г. петроградское предприятие по устройству верфей ОНЗиВ национализировано.

      С 1.04.1923г. судостроительный цех завода «Тремсуд» преобразован в отделение завода «Наваль». С 1925г. начато строительство кораблей, с 1927г. – ПЛ. В 1928-32г. проведена реконструкция механического, котельного и чугунолитейного цехов. Были построены: стапеля для постройки больших торпедоносцев, испытательная станция турбинного производства, производство спецсплавов, аккумуляторная зарядная станция для ПЛ. В 1930г. выполнялся также ремонт судовых турбин.160 В соответствии с пост. СТО от 11.07.1933г. заводу поручен выпуск судовых турбинных механизмов.92 Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

      Для обеспечения строительства линкоров пр. 23 в 1936-40г. проведена вторая реконструкция завода. В 1936г. на базе бывшего вагоностроительного цеха сооружен турбинный цех № 26. Пр. № 0014 от 1.02.1937г. утверждены работы по капстроительству на 1937г.: постройка нового стапеля «0» длиной 380 м (нумерация стапелей от 1 до 12 велась с востока на запад; поскольку новый стапель располагался восточнее № 1, он получил № 0), строительство бронзо-литейного цеха; пр. № 0093 от 27.04.1937г. определено дополнительно переоборудовать бывший бессемеровский цех, ввести механический цех № 3, прокатно-лопаточную мастерскую. Пр. № 00235 от 29.10.1937г. окончание работ по стапелям было перенесено: по новому «0» - на 03.1938г., по реконструкции № 1 – на 10.1938г. В 1937-38г. построен башенно-артиллерийский цех № 32, новый плаз, турбокомпрессорная станция. «В связи с неудовлетворительными темпами работ» 13/20.01.1938г. вышел пр. № 10с провести обследование реконструкции завода. В соответствии с пост. правительства № 80сс от 11.05.1938г. и пр. № 178сс от 26.05.1938г. заводу передан от НКВТ земельный участок с восточной стороны стапеля «0» площадью 0,23 га и акватория напротив стапеля площадью 13,2 га. К началу войны, кроме стапеля «0», имелись 6 наклонных стапелей № 1-6 и 6 временных стапелей № 7-12 для сборки эсминцев. По пр. № 444сс от 25.11.1938г. заводу передана от НКВода территория каботажного мола со всеми постройками.

      Производство (1935г.): суда морские транспортные (нефтевозы); цистерны большегрузные, котлы судовые и стационарные, дизеля; общее машиностроение; металлоконструкции; шеппинги, джеки, тиски; литьё чугунное, стальное и бронзовое, поковки. По пр. НКТП № 12сс от 1937г. завод к 1.03.1937г. должен был сдать 30 судовых турбо-нефтяных насосов (не сдано).

      Заводу было поручено построить 8 ж/д артустановок ТМ-2-12 к 1.04.1933г. (построено 6 в более поздние сроки). Во исполнение пост. СТО № 61сс от 23.03.1937г. пр. № 0067 от 31.03.1937г. заводу поручено изготовить образец 305-мм корабельной башенной установки. Пр. № 0088 от 22.04.1937г. заводу предписано заложить линкор типа «А» в 11.1938г., пр. № 444сс– закладку линкора произвести в 4-м квартале 1938г. Пр. № 392сс от 7.10.1938г. завод определен головным по производству тралов и параванов.

      По пр. № 335 от 1.09.1938г. для производства работ по контрольно-измерительным приборам на заводе с 1.09.1938г. организовано отделение Московской проектно-монтажной конторы треста «Теплоконтроль». По пр. № 482с от 31.12.1938г. на заводе организован отдел опытных работ.

      С 07.1941г. завод перешел на выполнение фронтовых заказов: производил понтоны, минометы, бомбы, снаряды, мины. 8.07.1941г. вышла директива НКСП о частичной эвакуации завода. По пр. НКСП от 18.07.1941г. завод был полностью эвакуирован (4500 чел.) в Астрахань на завод № 638, в Севастополь и в Северодвинск на завод № 402. Эллинг со стапелями № 2 и 3, батопорт большого стапеля «0» были взорваны.

      Во время оккупации завод был захвачен немцами вместе с корпусом линкора «Советская Украина», стоявшим на стапеле «0». При отходе немцев в начале 1944г. стапель был взорван. После освобождения Николаева в 03.1944г. до конца 1945г. шло восстановление завода, которому был присвоен№ 444. С 1945г. – производство понтонов, барж, пассажирских катеров. Позднее- строительство военных кораблей.61

      Площадь территории (1895г.)- 80 га, (1914г.)- 120 га, (1940г.)- 215 га.

      Численность персонала (1909г.)- 2176 раб.,153 (04.1920г.)- 1200 чел., (02.1921г.)- 1100 раб., (1937г.)- 21103 чел., (06.1941г.)- 28.600 чел.

      Директор (1905г.-)- Н.Н. Приемский, (1913г.)- И.С. Каннегисер, (1930г.)- Велигур, (-02-21.09.1937г.)- С.А. Степанов, (21.09.1937-20.08.1938г.)- А.И. Гайзер, (20.08-09.1938г.-)- А.В. Самарин.

      Управляющий (1913г.)- Б.И. Юренев. Член правления (14.04.1920-22г.)- В.П. Костенко.

      Зам. директора (-21.09.1937г.)- К.А. Шишацкий, (21.09.1937г.-)- В.Ф. Коврыжкин. Помощник директора по найму и увольнению (-31.12.1938г.)- И.Г. Шмерлинг, (31.12.1938г.-)- К.И. Ефремов.

      Технический директор (1928г.)- Цереквицкий.

      Гл. инженер-механик (1901г.)- Н.Н. Приемский. Гл. корабельный инженер (1917; 20.05.1919-20г.)- В.П. Костенко. Гл. инженер (-01-21.09.1937г.)- К.А. Шишацкий, (21.09.1937-20.08.1938г.)- В.П(Ф). Коврыш(ж)кин, (20.08.1938г.-)- И.А. Халанай.

      Зам. гл. инженера (-1941г.)- Г.К. Волик.

      Гл. технолог (1938г.)- Вайнштейн. Гл. механик- И.И. Носенко.

      Начальники цехов: № 3 (1938г.)- Цибулин; № 13 (09.1938г.)- Багатенков; судомонтажного- И.И. Носенко. Начальник плавдока (1928г.-)- И.И. Носенко.

      Начальники отделов: 4-го (01.1938г.)- Ступиченко; КО (1930-е)- И.И. Носенко, ОКО (05.1937г.)- П.П. Кондратьев.

      Гл. строители: (-1934г.)- И.И. Носенко (ледоколы), (1938г.)- П.С. Ермолаев (пр. 23), (-1937-39г.-)- Е.В. Кащик (пр. 51), (1930-е)- Г.К. Волик.

      Строители кораблей: (1908-10г.)- М.П. Налетов, (1910г.-)- Г.И. Умястовский, (-1915-17г.)- В.П. Костенко, (1917г.-)- В. Корякин, (1930-е)- Г.К. Волик, (1941г.)- Н.В. Золотухин (пр. 68).

      Зав. Гл. техническим бюро (1901г.)- И.Ф. Наумов. Начальник бюро подводного плавания (03.1930г.)- Синицын.

      Начальники лабораторий: (09.1938г.)- Айзенберг.

      Начальники групп: 1-й 4-го отдела (01.1938г.)- Левицкий.

      Председатель правления Общества (1911г.-)- А.И. Путилов.

      Член правления (1911г.-)- Н.С. Авдаков, (1911г.-)- К.П. Боклевский, (1911г.-)- Л.Э. Гибер, (1911г.-)- А.А. Давидов, (1911г.-)- И.С. Каннегисер, (1911г.-)- П.Н. Летуновский, (1914г.)- Н.И. Дмитриев.

      Производство: механизмы: для крейсеров «Кагул» (1901), «Память Меркурия», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» (1914), для броненосцев «Евстафий» (1905), «Иоанн Златоуст» (1905), «Князь Потемкин-Таврический», «Св. Пантелеймон», для линкоров «Императрица Мария», «Император Александр III», для минных крейсеров (1907)- 4, для 20 десантных кораблей типа «эльпидифор» (1917); котлы: Бельвиля для броненосцев «Св. Пантелеймон», «Евстафий» (1905), «Синоп», «Чесма», канонерских лодок (1900-е)- 10; Нормана для крейсера «Память Меркурия» (1900-е); Ярроу для миноносцев (1900-е); цилиндрические для крейсеров «Всадник», «Гайдамак», «Янчихе», «Сучена», транспорта «Алеут» (1900-е); локомотивного типа для миноносок (1900-е); для крейсеров «Кагул» (1901), «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» (1914), для минного крейсера «Гридень» (1900-е), для линкоров «Императрица Мария», «Император Александр III»; дизели типа Зульцера для танкера «Союз металлистов» (1920-е); ГТЗА для эсминцев пр. 7 (1930-е); коленвалы для судовых дизелей (1937); землеотвозные шаланды, наливные и грузовые баржи (1890-е); эсминцы: серии «Ж» (1902)- 2, «Заветный», «Лейтенант Пущин», «Зоркий», «Звонкий», «Задорный» (1900-е), достройка «Громкого» (05-12.1913, Невский завод) и «Поспешного» (05.1913-03.1914, Невский завод), типа «Дерзкий» «Дерзкий» (07.1912-03.1914), «Беспокойный» (07.1912-10.1913), «Гневный» (07.1912-10.1913), «Пронзительный» (10.1913-03.1914), «Звонкий», «Зоркий», «Жаркий», «Керчь» (1915-05.1916), «Фиодониси» (1915-05.1916), «Гаджибей» (1915-08.1916), «Калиакрия» (1915-08.1916), «Цериго» (1916-17), «Занте» («Незаможный») (1916-09.1923), «Корфу» («Петровский») (1916-25), «Левкос» («Шаумян») (1916-25); пр. 7 «Резвый», «Решительный», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Поспешный», «Проворный», «Передовой», «Прыткий», «Пылкий» (11.1935-, сборка на Дальзаводе), «Бодрый» (зак. 314, 11.1935-08.1936), «Быстрый» (зак. 320), «Бойкий», «Беспощадный» (11.1935-); минные крейсера: «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Капитан Сакен» (1905-07); легкие «Адмирал Лазарев» (10.1913-06.1916), «Адмирал Истомин» (11.1915-16-); ПЛ: заградитель «Краб» (1909-08.1912), типа «Нарвал» «Нарвал» (1911-15), «Кит» (1911-15), «Кашалот» (10.1911-16); сборка канадских АГ-21 (03-08.1917), АГ-22 (03-08.1917); достройка ПЛ Балтийского завода типа «Морж» «Нерпа» (-08.1913), «Тюлень» (-09.1913), «Морж» (-10.1913), типа «Лебедь» «Орлан», «Буревестник», «Пеликан», «Лебедь» (10.1915-16); типа «Д» серии I «Революционер» (Д-4) (04.1927-11.1928, 31.12.1930г.), «Спартаковец» (Д-5) (04.1927-29), «Якобинец» (Д-6) (04.1927-05.1930); II серии «Гарибальдиец» (Л-4) (03-06.1930), «Чартист» (Л-5), «Карбонарий» (Л-6) (04.1930-05.1935); VI серии М-1, -3, -8, -9, -11, -12, -13, -16, -17, -18, -19, -20, -21, -22, -27, -28, -51, -52 (1932-35)- 20; IIбис (XI) серии «Менжинец» (Л-10) (06.1934-, сборка на Дальзаводе), Л-11, Л-12 (06.1934-, сборка на Амурской верфи); VIбис серии М-71, М-72 (1934-36); IXбис серии С-31, -32, -33, -34 (10.1937-39), -35 (-07.1941), -36, -37, -38 (1941, не достроены); XIIIбис серии Л-23, Л-24, Л-25 (10.1938-02.1941); XVI серии пр. 97 (1941-, не достроены)- 3; минные катера для броненосца «Св. Пантелеймон» (1900-е)- 2, десантные катера (1900-е); линкоры: «Императрица Екатерина II» («Свободная Россия») (10.1911-05.1914), «Император Николай I» (06.1914-); пр. 23 «Советская Украина» (зак. № 352, 10.1938-, не достроен); лидеры эсминцев: пр. 1 «Москва» (зак. 224, 10.1932-09.1934), «Харьков» (зак. 223, 10.1932-10.1934); пр. 38бис «Киев» (01.1935-, достройка на заводе № 199), «Тбилиси» (01.1935-, достройка на заводе № 199); пр. 48 «Киев» (09.1939-12.1940), «Ереван» (12.1939-06.1941); сторожевики: типа «Ураган» (пр. 1) «Шторм» (14.12.1930г.), «Шквал» (10.1927-), II серии (пр. 4) «Гром», «Бурун» (04.1931-, сборка на Дальзаводе), III серии (пр. 39) «Зарница» (1934-, сборка на Дальзаводе); пр. 29 «Тигр», «Леопард», «Рысь», «Ягуар» (1941-); крейсеры: пр. 26 «Ворошилов» (1935-06.1937), пр. 26бис «Молотов» (1940), пр. 68 «Фрунзе» (08.1939-12.1940), «Орджоникидзе» (12.1940-41); грузовой пароход «Малороссия» (1905); танкеры: «Красный Николаев» («Эмбанефть», «Эмба») (11.1925-27), «Союз горнорабочих» («Серго»), «Союз металлистов» («Вайян Кутюрье»), «Союз водников» («Кремль»), «Урал» («Иосиф Сталин»), «Донбасс» (1927-36); «Баку», «Майкоп» (1929-30), «Передовик» (1939); типа «Моссовет» (1930-е); ледоколы типа «Красин» пр. 51 «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») (-04.1937), «Отто Шмидт» переоборудован в крейсер «Анастас Микоян» (-01.1938-08.1941); кессон в 2500 т для опытных взрывов (1900-е); торпедные аппараты для эсминцев (1905); корабельные башенные установки: 12-дм для броненосцев «Пантелеймон», «Князь Потемкин-Таврический» (1900-е), трехорудийные 180-мм МК-3-180 для крейсеров типа «Киров», типа «Максим Горький» (1930-е), 3-орудийные 305-мм, 406-мм (1937); ж/д артустановки: 180-мм ТМ-1-180 (1930-е)- 16; 305-мм ТМ-2-12 (1933-)- 6, ТМ-3-12 (1938-39)- 3;

      ремонт: эсминцев «Быстрый» («Фрунзе») (1927), «Калиакрия» («Дзержинский») (1926-29);113,114 достройка и модернизация крейсера «Красный Кавказ» по пр. 815 (1927-09.1931, 25.01.1932г.).

Техническая судостроительная контора завода «Наваль»

      Техническая судостроительная контора – затем проектно-технологическое бюро.

      В 1907-08г. разработан первый в мире подводный минный заградитель М.П. Налетова «Краб». В 1912г. под руководством В.П. Костенко велись работы по проектированию линкора, но выиграл проект завода «Руссуд». В конце 1916г. начато проектирование нового линкора с артиллерией главного калибра 406 мм.

      Создан первый в мире опытный образец бионического движения с приводом (В.П. Костенко).

      Начальник (1.05.1912-15г.-)- В.П. Костенко.

Черноморский механический и котельный завод

      /г. Николаев/

      В ~1910г. Черноморский механический и артиллерийский завод вошел в состав ОНЗиВ.

      Заводу выдан заказ на изготовление в 1903-06г. 200 тыс. 3-дм шрапнелей.158

      Производство: котлы Бельвиля для канонерских лодок (1905).114

АО Черноморского литейного и механического завода

      /г. Петроград Сергиевская, 15/

      Было в 1919г.64

КБ завода им. А. Марти

      Разработаны проекты: танкера «Красный Николаев» (1925г.); пр. № 815 достройки крейсера «Красный Кавказ» («Адмирал Лазарев») (1927г.); ПЛ VI серии (1932г.).

КБ-198

      По пр. № 249сс от 17.07.1938г. начата разработка нового эскизного проекта лидера эсминцев пр. 48.

      Гл. конструктор (09.1938г.)- Б.М. Гик.139

      Создано: лидер эсминцев пр. 48 (1939).61

      

Завод № 198/1 НКАП, НКЭП

      /г. Вязьма Смоленской обл.; г. Москва/

      Завод № 198 начал строиться в соответствии с пост. правительства № 104сс от 7.05.1939г. в системе 7ГУ НКАП. По Указу Президиума ВС от 17.04.1940г. и пр. НКАП/НКЭП № 105/5 от 23.04.1940г. передан в ведение вновь образованного НКЭП. Был в 05.1941г. в ведении Главрадиопрома.

      

Завод № 198 НКХП

      /г. Дзержинский Горьковской обл./

      Был в 1939г.

< 1 58 59 60 63 >